Война и мирВойна

Переломный момент или минутная передышка: что показали стамбульские переговоры по войне

14:55 30 мар 2022.  3638Читайте на: УКРРУС

Прошедшие во вторник, 29 марта, переговоры Украины и России вызвали огромное количество вопросов. Несмотря на то, что представители кремлевской делегации пообещали немедленно озвучить предложения украинской стороны Путину и ускорить встречу президентов двух воюющих стран, сомнения, что в конце военного тоннеля появился обнадеживающий свет мира, не развеялись. Почему так произошло, читайте в материале Lenta.UA.

Вчера украинская и российская переговорные делегации после продолжительного очного перерыва провели встречу в Стамбуле. Выступая перед началом работы межгосударственных коммуникационных групп, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Переговорный процесс между Украиной и Россией повысил надежду на мир. Обеспечение прекращения огня как можно скорее стало бы выгодно всем сторонам».

При этом, по сообщению издания «Дейли сабах», Эрдоган выразил надежду на то, что прогресс, достигнутый в ходе переговорного процесса, позволит президентам Зеленскому и Путину провести переговоры лично. В связи с этим турецкий лидер заверил в готовности официальной Анкары принять на своей территории глав двух воюющих государств, а также помогать мирному процессу «столько, сколько будет нужно».

Читайте также: Российские оккупанты перешли к плану «Б» в войне против Украины

Одним из первых реально ощутимых результатов переговоров стало заявление российского Министерства обороны о кардинальном сокращении боевых действий на киевском и черниговском направлениях. Российские сторонники активных боевых действий в соцсетях и группах в Telegram сразу же вспомнили о Хасавюртовском соглашении 1996 года между представителями федеральной власти РФ и Чечней, утверждая, что «спецоперацию» нельзя завершать таким образом. Однако с ними не согласны кремлевские переговорщики, пообещавшие «с целью повышения доверия между сторонами и далее снижать военную активность».

Впрочем, под каким бы соусом РФ не подавала бы историю со свертыванием операции по взятию украинской столицы, очевидно, что этот шаг – ничто иное как расписка в неспособности России и дальше вести наступательные боевые действия возле Киева и Чернигова.

С учетом того, что изначальный российский план с блицкригом не сработал, теперь Кремль пытается задним числом изменить задачи, чтобы постараться убедить россиян, дескать, искомый результат якобы достигнут. И если проанализировать многочисленные видеоролики, где владельцы паспортов с двуглавым орлом комментируют войну или прослушать в перемотке гигабайты бесед матерей и супруг «освободителей», можно смело утверждать, что эта публика на ура «скушает» любую фейковую лапшу Кремля и не станет задавать каких-либо вопросов…

А вот вопросы, вынесенные на стамбульскую встречу украинской и российской делегациями, заслуживают отдельного внимания. К слову, на вчерашних переговорах в составе украинской делегации был впервые замечен замглавы Офиса президента Кирилл Тимошенко, отвечающий, как известно, за региональную политику. Также в рандеву участвовал российский миллиардер Роман Абрамович. На кадрах турецкого телевидения видно, что Абрамович сидел рядом с Ибрагимом Калыном - пресс-секретарем президента Эрдогана. Как известно, после начала войны Абрамович выступил в роли посредника, совершая поездки между Москвой и Киевом. В понедельник, о чем писала Lenta.UA появились сообщения, что в начале марта у Абрамовича и нескольких других участников переговоров появились симптомы отравления, однако в последствии информация не подтвердилась.

Роль господина Абрамовича в переговорах неясна, однако ранее его представитель заявлял, что влияние олигарха на ход переговоров строго ограничено. С другой стороны, очевидно, что бывший губернатор Чукотки таким образом выторговывает себе снятие санкций на Западе. Другое дело, что Украина для Абрамовича – лишь средство для легализации.

Примечательно, что перед началом вчерашних переговоров в Стамбуле глава отечественного МИДа Дмитрий Кулеба посоветовал всем, кто собирается на переговоры с Россией, ничего не есть и не пить, а также по возможности избегать прикасаться к поверхностям. В другой ситуации, безусловно, эту чрезмерную осторожность можно было бы обыграть в ироничном ключе, но не сейчас…

Итак, что имеем в пост переговорном знаменателе? Известный дипломат кучмовских времен Александр Чалый, возглавляющий юридическую группу в украинской делегации заявил, что Киев готов зафиксировать внеблоковый статус и статус безъядерного государства в форме постоянного нейтралитета без вступления в военно-политические союзы. В свою очередь, глава пропрезидентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия, также участвующий в переговорах, опережая волну о «зраде», подчеркнул, что все, озвученные украинской стороной вопросы перед их окончательным утверждением будут вынесены на общенациональный референдум, а затем имплементированы парламентами стран-гарантов.

«Сегодня Украина работает над созданием новой формулы гарантий безопасности и хочет, чтобы это был международный договор с даже более жестким, чем 5 статья НАТО («Нападение на одного члена Альянса равнозначно нападению на весь Альянс» - ред.). механизмом реагирования. В частности, после вероятного акта агрессии, консультации должны продолжаться три дня, после чего страны-гаранты будут обязаны предоставить Украине помощь – вооружением, солдатами и наглухо закрытым небом», - добавил Арахамия.

Среди государств-гарантов Украина видит страны Совбеза ООН, включая РФ, Великобританию, КНР, США, Францию, Турцию, Германию, Канаду, Польшу, а также Израиль, который в российско-украинской войне занял, скажем мягко, неоднозначную позицию. В то же время гарантии безопасности временно не будут работать в отношении оккупированного Донбасса и Крыма. 

Советник главы ОП Михаил Подоляк рассказал, что украинской стороной предлагается в течение 15-ти лет проводить двусторонние переговоры о статусе полуострова и Киев, а также Москва обязуются в течение этого времени не решать вопрос вооруженным путем.

Кейс Донбасса вынесен в отдельный пункт, который будет обсуждаться напрямую между Зеленским и Путиным.

В будущем договоре между Киевом и Москвой, если он, конечно будет заключен, появится пункт о том, что все страны-гаранты не только не возражают против вступления Украины в ЕС, но и будут всячески помогать в этом. Глава переговорной группы РФ, путинский советник Владимир Мединский после окончания стамбульской встречи заявил, что Россия не против вступления Украины в ЕС, а встреча Владимира Зеленского с бункерным обитателем может состояться одновременно с парафинированием мирного договора главами МИДов двух стран.

На что рассчитывают участники переговоров от Украины? «Программа-минимум – весь спектр вопросов о предоставлении гуманитарной помощи. Программа-максимум – достижение соглашения о полном прекращении огня. Мы добиваемся прекращения огня без сдачи нашей территории и торговли государственным суверенитетом, поэтому критиковать, что делает армия диванных экспертов – легко, а делать – куда сложнее», - подчеркнул в беседе с Lenta.UA один из участников украинской переговорной группы.

Тем временем, ссылаясь на свои источники, агентство Bloomberg передает, что Франция и Германия торпедируют процесс, выступая за более «интенсивный и оперативный диалог с Россией», тогда как Великобритания и Польша считают такой подход контрпродуктивным и таким, который может сыграть на руку Путину, «который не рассматривает всерьез вопрос заключения мирного соглашения».

В целом, эксперты весьма осторожны в формулировках о том, стали ли вчерашние стамбульские переговоры переломным моментом или же имеют место всего лишь дипломатические уловки с отвлекающими маневрами.

«Ни «зради», ни победы. Если по сути – комментировать имеет смысл итоги переговоров, а не их начало. Пока стороны обменялись хотелками. И все. Прав принимать решения и давать обещания у делегаций Украины и Московии не было. Так что результаты, озвученные и оставшиеся вне брифингов, они отвезли в Киев и Москву. И там эти хотелки не примут. На то есть объективные причины. Первая причина состоит в том, что Путину нужна победа над Украиной. Громкая. К 9 мая. Соглашение с учетом позиции Украины даже доверчивому российскому телезрителю он в качестве победы продать не сможет. Ресурсы для продолжения войны у него еще есть. Значит, что? Значит, на наши предложения он тут и сейчас не пойдет и апрель будет очень горячим. У Украины нет никаких причин соглашаться на капитуляцию. Ее не примет общество и армия. И на Банковой это прекрасно понимают. ВСУ гоняет орков вполне успешно, союзники неплохо помогают оружием. Согласимся ли мы в этой ситуации на хотелки Путина? Ни в коем случае. Главный вопрос состоит в том, стоит ли вообще доверять договорам с Россией? Честному слову из бункера? Гарантиям Москвы, Пекина, Брюсселя и Вашингтона? Нет. Гарантию безопасности Украины дают только сильные ВСУ, которые опираются на сильное государство и сильную экономику. Это очевидно всем нам. Думаете, решения на переговорах принимают люди глупее? Нет. Власть и народ Украины прекрасно знают по опыту – кто реально может гарантировать безопасность. Армия Украины. Все остальные бумаги идут в качестве гарнира», - отмечает политолог Кирилл Сазонов.

Вместе с тем, по убеждению эксперта, сам факт переговоров свидетельствует о том, что Кремлю сейчас тяжело, но он считает, что еще может нас сокрушить.

«Мы так не считаем, потому и не уступаем на переговорах. Война продолжается, увы – это факт. И чем меньше будет у нас ожиданий и иллюзий, тем меньше будет разочарований. И криков «зрада» тоже. Кстати, борьбу за умы и сердца никто не прекращает ни на секунду. Не давайте собой манипулировать. Враг коварен, лжив и лишен представлений о рыцарстве», - резюмирует Сазонов.

Его коллега по экспертному цеху, заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий, комментируя вчерашние переговоры в Турции, делает следующий акцент: «По моем мнению, «зраду» разгонять еще рано – хотя, конечно, бдительности терять не стоит. Просто учтите формулировку заявлений Мединского – что это предложения украинской стороны и никаких утвержденных и согласованных пунктов нет. Просто учтите заявление Блинкена «я не увидел никаких продвижений в переговорах». С той стороны уже говорят, что ранее тотально агрессивные позиции разделились на позиции «ястребов» и «голубей», а также что России нужна военная пауза. Я уже не раз говорил: ресурсов воевать у России еще на время хватит. Человеческие ресурсы, если подтянуть мобилизацию и наемников, - это еще месяц полноценных попыток подвинуться хоть где-то: Мариуполь как коридор в Крым, Одесса как выход к Черному морю, Харьков как крупный пограничный опорный пункт Украины... И, конечно, Донбасс. Судя по заявлениям, сейчас, через месяц войны, Кремль считает хорошим («удовлетворительным и достаточным») результатом войны захват полностью или почти полностью Донецкой и Луганской областей».

Алексей Голобуцкий, также, как и Кирилл Сазонов, а также другие известные политэксперты, убежден, что наступающий уже послезавтра апрель в военном плане будет «горячим и однозначно трудным». «Поэтому, мы все должны максимально морально подготовиться и мобилизоваться. Переговоры будут продолжены. Еще достаточно долгое время они будут «ни о чем» - потому что Кремль уже разочаровался в собственных радужных прожектах, но еще не уверен в масштабе своих потерь. Плюс им понадобится определенное время для формулирования легенды: как Путин снова всех переиграл, Украина побеждена, денацифицирована, демилитаризирована и теперь это «братский народ, которому мы помогаем» (вполне приемлемое определение для фактических репараций, на которых украинская власть обязана настоять). Санкции – это хорошо, изоляция – это идеально для развития чисто русской духовности... Ну и дальше по тексту. А за десятки тысяч (на тот момент) убитых никто из Путина не будет спрашивать – мы уже не раз смогли убедиться в поведении русских мамаш», - подытоживает заместитель руководителя АМС.

В свою очередь, политолог Юрий Романенко отмечает: «Давайте смотреть на ситуацию адекватно. Эти мирные соглашения не по поводу мира, а поводу передышки, которая каждая сторона будет использовать, чтобы лучше подготовиться к новой войне. Украина после произошедшего в принципе должна сделать ставку на милитаризацию. Украине нужно перемирие, чтобы с первого дня готовиться к новой войне. А для этого избавиться от всего старого и мерзкого спектакля, где все было на продажу. Потому после окончания войны сразу придется отправлять на выход всех, кто не справился, предал, струсил. Старая элита и зеленые ублюдки думают, что после войны можно будет дальше пилить бюджеты и жить, припеваючи. Однако, эти отбросы общества должны понимать, что с первого дня их будут дрючить по полной программе. Потому что потери простых людей конкретны, огромны, а роль в защите государства определяющая. Народ будет требовать экономическую политику прямо противоположную экспериментам Гетманцева. ВПК должен будет быть перезапущен кардинально. Радикально, значит новые образцы вооружения должны производиться круглосуточно. Министры, главы администраций, которые разбежались должны быть выкинуты из власти с волчьим билетом. И они все зафиксированы. Вот о чем это перемирие. Которое, кстати, даже еще не заключено».

Призывая украинцев не быть инфузориями-туфельками, «которых гонят как стадо по узкому коридору воображаемых зрад», эксперт подытоживает: «Сейчас самое время понять, что пока мы не начнем смотреть на ситуацию отрезками в 10-20-30 лет, то Украину будут рвать на части все, кому не лень. Мы не можем получить все и сразу, только потому, что нам очень хочется. 30 лет мы действовали именно в такой логике и получили эту страшную трагедию. Но самое глупое будет, если даже из такой трагедии мы не сделаем выводы и начнем дальше ходить по кровавому кругу вслед нелепыми фантазиями о том, что без стратегии, без системной политики, без ресурсов и на голом энтузиазме мы поставим Россию на колени через месяц. Чем кончается шапкозакидательство мы видим на примере той же России. Мы не должны повторить их ошибку. Для нас ее цена будет максимально высокой».

Какими бы ни были экспертные оценки – горяче-эмоциональными или холодно-рациональными, факт остается фактом: в международных отношениях обычно если стороны действительно хотят достигнуть на переговорах результата, они прибегают к жесту доброй воли. Базовый первый жест доброй воли называется «прекращение огня». Следующий шаг – обмен всеми пленными и убитыми, а также разрешение существующих гуманитарных вопросов.

На данный момент Кремль не демонстрирует в полной мере ни одного жеста доброй воли, поэтому говорить о серьезном переломе российской политики в отношении Украины после вчерашней встречи в Стамбуле, не приходится. Так что вестись на всевозможные словесные уловки не следует. Тем более, что былой опыт научил: в отношениях с Россией всегда следует исходить из наихудшего. Скорее всего, в Кремле все-таки попытаются добиться хоть какого-то успеха на левобережной Украине. И от нашей армии, а не от дипломатов, зависит, поставим ли мы в рамки рашистов.

Читайте также: Группа сенаторов просит администрацию Байдена ускорить поставки летального оружия Украине

Ромашова Наталия

Самое читаемое