Война и мирВойна

Капканы Эрдогана: как и почему Зеленский отвергает «мирные» инициативы турецкого лидера

18:31 19 авг 2022.  594Читайте на: УКРРУС

Под занавес недели Львов стал центром большой дипломатии — именно тут в четверг, 18 августа, прошла встреча в трехстороннем формате с участием президента Зеленского, его турецкого коллеги Реджепа Таипа Эрдогана и генсека ООН Антониу Гутерреша. Визави обсудили ситуацию вокруг Запорожской АЭС, ядерный шантаж со стороны РФ, экспорт украинского зерна и сотрудничество в сфере обороны. Больше об итогах переговоров – в материале Lenta.UA.

Вчера во Львове состоялись трехсторонние переговоры Владимира Зеленского, президента Турции Реджепа Таипа Эрдогана и генсека ООН Антонио Гутерреша. Говорили о ситуации на Запорожской АЭС, экспорте зерна и о мире. Эрдоган сказал, что верит в окончание войны в Украине за столом переговоров. А путь к этому столу он видит в стамбульском зерновом соглашении. Президент Владимир Зеленский на это ответил, что возможно окно для мирных переговоров и есть, но в нем сейчас виднеется только российское оружие. Более того, нынешний хозяин Банковой, который на заре большой войны, развязанной РФ, сам искал возможности встретиться с Путиным, вчера четко и недвусмысленно заявил: переговоры возможны только после того, как Кремль освободит все оккупированные территории.

Несмотря на отворот-поворот, Эрдоган выразил готовность быть посредником в мирных переговорах и пообещал все поднятые во Львове вопросы обсудить на следующей встрече с Путиным. Кстати, с ним- бункерным обитателем – с момента полномасштабного вторжения России в нашу страну турецкий президент встречался face to face уже дважды, тогда как воюющую Украину посетил впервые.

Читайте также: Украина вывела из строя большую часть авиации РФ в Крыму

Интересно, что в отличие от большинства иностранных лидеров, которые в качестве переговорной площадки выбирают Киев, Эрдоган предпочел Львов. И, как рассказал Lenta.UA  источник в отечественном МИДе, это вовсе не случайно: «Протокольная «отмазка» турецких партнеров, почему Львов, а не Киев, состояла в логистическом удобстве. Но, как признаются коллеги с той стороны, все обусловлено еще и тем, что лидеры, посещающие украинскую столицу, совершают программный экскурс в разрушенные Бучу, Ирпень… и Эрдогану было бы после этого, мягко говоря, дискомфортно, пожимать руку Путину, с которым он периодически встречается».

Ко всему перечисленному, очевидно, следует приплюсовать и тайминговый фактор, ведь встреча Зеленского, Эрдогана и Гутерриша продлилась всего 40 минут. То есть, с переводом на троих, это приблизительно по пять-семь минут спича на каждого. Отталкиваясь от этого, можно сделать вывод, что вчера во Львове имели место не полноценные предметные переговоры, а, скорее, рандеву для оглашения позиций сторон. Тем не менее, реперные точки были очерчены.

Отметим, что встреча во дворце Потоцких во Львове проходила при повышенных мерах безопасности. Несколько кварталов вокруг были перекрыты. Представители СМИ, аккредитованные на постпереговорный брифинг, прошли жесткую проверку безопасности. В городе было множество машин с турецкими номерами. Реджеп Тайип Эрдоган приехал в Украину через Польшу.

Как и ожидалось, одной из главных тем переговоров была проблема вывоза украинского зерна. Стороны обсудили ужесточение безопасности кораблей и увеличение объемов экспорта. Владимир Зеленский также поднял вопрос похищения зерна на оккупированных территориях: «Россияне уже присвоили почти 0,5 млн тонн зерна. Попытки России продать ворованное должны быть немедленно остановлены».

Но ключевой переговорной темой вполне закономерно стала российско-украинская война.

«Война это главная проблема. Люди нуждаются в мире», - сказал генсек ООН Антонио Гутерреш на итоговой пресс-конференции. Господин Гутерреш, кстати, в отличие от Эрдогана в Киеве был и аккурат во время посещения им разрушенных под основание населенных пунктов пригорода столицы, Кремль послал Киеву ракетные «приветы».

На встрече во Львове, по словам Эрдогана, было рассмотрено использование положительной атмосферы стамбульского зернового соглашения для достижения устойчивого мира. «Они не могут действительно хотеть мира, когда бомбят наши города и убивают наших жителей. Сначала они должны освободить наши территории, а потом будет потом», - подвел переговорную черту нынешний хозяин Банковой, намекнув, что садиться за один стол с Путиным он в ближайшей перспективе не собирается и правила вероятного рандеву сейчас диктует отнюдь не Кремль.

Кстати, важно отметить, что на следующий день после того, как 22 июля в Стамбуле подписали соглашение о разблокировании украинских портов и вывозе зерна, россияне запустили по Одесскому порту крылатые ракеты и повредили инфраструктуру порта. В МИД Украины тогда заявили, что ракетные обстрелы Одессы – это «плевок» Путина в лицо и Эрдогана, и Гутерреша, которые приложили огромные усилия для достижения соглашения. После этого президент Турции встречался с Путиным в Сочи в начале августа. «Прилеты» в Одессу тогда не комментировали...

Зеленский, Эрдоган и Гутерреш, помимо зерна и призрачного пока что мира обсудили еще два вопроса – ситуацию вокруг Запорожской атомной станции и обмен пленными. Что касается ЗАЭС, то вчера во Львове были лишь согласованы параметры возможной миссии на станцию МАГАТЭ. «Она (миссия – ред.) должна ехать из Киева с согласия Украины и России», - сказал Антониу Гутерреш. Россия, напомним, ранее настаивала на выезде представителей миссии МАГАТЭ с неподконтрольной официальному Киеву территории. «Военные должны покинуть ЗАЭС и вывезти оттуда всю технику. Следует избегать развертывания там военных сил в будущем. Повреждение ЗАЭС – это самоубийство. Станцию нужно демилитаризовать», - подчеркнул генсек ООН.

«Этот сознательный террор со стороны агрессора может иметь глобальные катастрофические последствия. Поэтому ООН должна обеспечить безопасность этого стратегического объекта, его демилитаризацию и полное избавление от российских войск», - подчеркнул в свою очередь действующий гарант украинской Конституции.

Генсек ООН также назвал неприемлемым произошедшее в Еленовке с украинскими военнослужащими пленными 29 июля, когда в результате российских обстрелов погибли несколько десятков человек. Украина обвинила Россию в военном преступлении и попытке скрыть следы пыток и убийств. Зеленский попросил Гутерреша лично содействовать, чтобы представители ООН получили доступ к депортированным украинцам и содействовали в освобождении плененных украинских военных и медиков, удерживаемых Россией. Генсек ООН рассказал о создании миссии, которая будет заниматься данным вопросом. Возглавит миссию опытный в подобного рода кейсах бразильский генерал Сантос Круз.

Об атмосфере встречи во Львове рассказал постфактум, присутствующий на переговорах министр иностранных дел Дмитрий Кулеба: «Импонирует не формальная, а реальная вовлеченность и Эрдогана, и Гутерреша. Они действительно искренне сопереживают нам и хотят решать проблемы. От скоординированности и решений этой тройки будет зависеть решение многих проблем на дипломатическом пути».

По словам Кулебы, встреча прошла результативно, ведь политики не просто поговорили, а договорились, кто что делает дальше и скоординировали свои действия по ключевым направлениям.

Вчера во Львове в присутствии Зеленского и Эрдогана также подписали меморандум. Этот документ предусматривает участие турецкой стороны в послевоенном восстановлении Украины. Начнут с моста в селе Романовка Киевской области, соединяющего Бучу и Ирпень со столицей. Его, напомним, разрушили в начале войны в феврале, что фактически остановило наступление россиян на столицу.

«Непосредственно перед встречей во Львове был очень популярен тезис о том, что Эрдоган будет давить на Зеленского, чтобы президент Украины согласился на условия «мира» от Путина. На мой взгляд, термин «давить» в данном случае нерелевантен (не отвечает реальной ситуации-ред.). Даже наши западные партнеры знают, что «давить» на Зеленского бесполезно. Эрдогану и нечем «давить» на Зеленского, он может только что-то предлагать. То есть, на данный момент это пока только зондаж самой возможности возобновления мирных переговоров в перспективе. Но и сейчас и на обозримую перспективу сама возможность какого-то мирного соглашения между РФ и Украиной выглядит почти утопической. Позиции Украины и России по мирному урегулированию нынешнего конфликта принципиально различаются (мы хотим деоккупировать оккупированные территории, а РФ, наоборот, закрепить их оккупацию) и совместить их невозможно даже теоретически. Максимум, что возможно в перспективе, и то лишь при определенных условиях и далеко не в ближайшее время, так это возможность договоренностей о временном прекращении огня», - отмечает политолог Владимир Фесенко.

Похожего по смысловому наполнению мнения придерживается и его коллега по экспертному цеху Кирилл Сазонов: «Зачем, собственно, генсек ООН Антонио Гуттериш и президент Турции Раджеп Эрдоган ехали во Львов на встречу с Зеленским? Очевидно – склонять к уступкам на переговорах с Россией. Хотели бы склонять к уступкам Путина – ехали бы в Москву. Какие это могут быть уступки? Очевидно, что на границы 23 февраля вернуться Кремль не готов. Про другие уступки тем более речь не идет. А на меньшее не согласится Зеленский. Даже если бы в теории президент Украины был к этому готов, он прекрасно понимает, что народ его не поймет. И попытка уступок перед внешним агрессором перерастет во внутренний кризис. Так что уступать Зеленский не будет, это даже в порядке абстракции не рассматривается. Как бы не старались выкручивать руки дорогие гости. Тем более, США и Великобритания нас к уступкам не подталкивают, а именно они наши ключевые союзники. Но переговоры обязательно будут. И закончатся мирным соглашением. Но в лучшем случае, ближе к зиме. Когда ЗСУ внесут необходимые коррективы в стартовые позиции сторон. А ЗСУ внесут эти коррективы. Даже не сомневайтесь».

«Владимир Путин фактически продает ему (Эрдогану – ред.) Российскую Федерацию. Эрдоган его спасает тем, что он будет заставлять нас, украинцев, сесть за стол переговоров и начать дипломатическое урегулирование этой войны. Он будет спасать Путина. И для Эрдогана это крайне выгодно. Он показывает себя мировым лидером, который может или пытается решить вопрос войны на европейском континенте. И Путин в этом смысле от него зависим. То есть, Путин становится вассалом новой Османской империи», - отмечает известный военный эксперт Олег Жданов. В свою очередь руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала делает следующий акцент: «Эрдоган предложил организовать встречу Владимира Зеленского и Путина, чтобы обсудить дорожную карту для Украины. А звучит это как завершение войны по дипломатическому пути. Но во-первых, в Украине нет правового статуса войны, а введено военное положение. Россия также не объявляла войну Украине, а назвала широкомасштабную агрессию 24 февраля специальной военной операцией. А во-вторых, о какой дорожной карте для Украины может идти речь? Почему не для России? Это агрессор должен вывести свои войска с территории Украины. И пока не выведет и из Крыма в том числе, никакого мира с рашистами быть не может. В-третьих, о какой встрече с Путиным может идти речь вообще? О чем с этим уродом можно говорить? О дорожной карте уступок? О предоставлении времени отдыха рашистам, чтобы они потом с новыми силами пробовали захватывать территорию Украины? Надеюсь, что такой встречи не будет. Украина точно такое не проглотит. Я о ложности желания Зеленского встречаться с Путиным, говорил еще в 2019 году. Этого нелюда нужно судить международным трибуналом или уничтожить, а не встречаться с ним и что-то обсуждать. Мир имеет два лица- или победы, или капитуляции. Дорожная карта точно не выглядит победой».

В общем, очевидно, что Путин сегодня ищет окно для стратегической паузы, чтобы ударить мощнее. Однако при всем влиянии, посредничество Эрдогана не может быть решающим фактором ни для кого из сторон. И Зеленский, судя по его риторике, это понимает. Он осознает, что любой шаг на встречу с Путиным- это, помимо прочего, основание для Запада ослабить военно-политическую и финансовую поддержку Украины. Поэтому, как ни крути, у нас просто нет другого выбора кроме продолжения войны и оттеснения врага.

Что же касается Эрдогана, то он сейчас пытается играть несколько ролей. Во-первых, выступая главным переговорщиком в этом процессе, турецкий лидер существенно повышает свою роль. Во-вторых, попутно Эрдоган максимально «качает» ресурс из Российской Федерации, находящейся в очень сложном дипломатическом положении. Кстати, буквально в преддверии львовской встречи началась их военная операция в Сирии. Скорее всего, это было в рамках договоренности с Путиным, вынужденным отдавать Эрдогану Кавказ, в первую очередь Нагорный Карабах, Сирию, скидки на газ, а также идти уступки по транспортным энергетическим коридорам. Путин же сейчас не может ничего требовать. А Эрдоган может только ему что-нибудь обещать. Вряд ли Эрдоган не понимает, что Россия проигрывает войну. Тем более, после ударов по Крыму, когда Российская Федерация не смогла признать эти удары и де-факто никак не ответила, как она обещала, ведь считает эту территорию своей. Так что во всем мире стало ясно, что ядерный шантаж, который Россия практиковала, просто лопнул как мыльный пузырь. Именно поэтому Путину сейчас очень нужно перемирие, потому что РФ уже не выдерживает ни санкционную нагрузку, ни военную. И на встрече с Путиным на следующей неделе Эрдоган наверняка скажет, что, как и обещал, приехал в Украину, но ему сказали «нет». И теперь президент Турции потребует дополнительный ресурс, чтобы снова уговаривать украинцев, понимая, что украинцы никогда не согласятся на условия Путина в таком виде, в каком они есть… В общем, официальная Анкара играет прагматично, пытаясь выжать из ситуации как можно больше «соков». С другой стороны, бросать камни в адрес турков тоже нет оснований. Именно турецкие «Байрактары», напомним, сыграли очень важную роль в разгроме рашистских колонн техники и победе в битве за Киев. Также нельзя недооценивать роль Анкары – посредника в «зерновых» переговорах в марте между РФ и Украиной, которые прошли именно в Турции. Также Турция не признает незаконную аннексию Крыма начиная с 2014-го года, а лично Эрдоган играл важную роль при освобождении задержанных россиянами крымских татар.

Читайте также: Около 700 российских оккупантов хотят сбежать с фронта

Ромашова Наталия

Самое читаемое