ПолитикаСкандал

Будто в последний раз: почему в «Энергоатоме» воруют, как не в себя

14:20 15 май 2025.  1886Читайте на: УКРРУС

«Энергоатом» — одно из тех предприятий, которое позволяет себе реализацию самых наглых афер. И никому за это ничего не бывает. О том, как в ключевой энергетической компании страны гоняют деньги через обанкротившиеся фирмы, проводят тендеры без конкуренции, а также почему не перечислили 60 млрд гривен прибыли в государственный бюджет — разбиралась Lenta.UA.

На днях стало известно об очередной истории: в «Прозорро» опубликовали договор «Энергоатома» на 580 млн гривен на замену трансформатора на одной из АЭС. Дело нужное. Но ни название станции, ни подрядчика, который будет этим заниматься, ни большая часть цен — в «Энергоатоме» скрыты. Оборудование на 504 млн гривен обозначено обобщённо — как «трансформатор с комплектующими» — без расшифровки позиций.

Открытыми оказались лишь данные на сумму до 40 млн гривен. Но даже здесь организаторы тендера попали впросак: например, бетон В10 стоит 5375 грн за м³ с НДС, тогда как на рынке его можно найти за 3000–3700 грн. И таких «накруток» даже в открытой части тендера — пруд пруди.

Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі

По данным СМИ, подрядчиком является ПАО «Юженергострой» из Николаева, регулярно получающее контракты на Южноукраинской АЭС. Компания записана на бизнесмена Матвея Ясеницкого. Но самое интересное в том, что это предприятие — банкрот с 2007 года.

Схемы руководства АЭС с семьёй Ясеницкого реализуются уже много лет. Фирма жены Анастасии Ясеницкой «Энергопромстрой» во время вторжения в 2023 году получила подряд на поставку кабелей на 335 млн гривен по ценам в два–три раза выше рыночных и мешков типа биг-бэг на 31 млн гривен для защиты от дронов и осколков — по ценам в пять раз выше рыночных.

Бывший директор ЮУАЭС Игорь Полович (кстати, сам жил в доме Ясеницкой в Южноукраинске) очень активно сотрудничал с «Юженергостроем» и «Энергопромстроем». В 2024 году его перевели в центральный офис «Энергоатома», но новый руководитель Вячеслав Стоянов продолжил работу с «Юженергостроем».

Сейчас всплыла ещё одна шокирующая история, связанная с компанией Ясеницкого: был проведён тендер на 111 млн гривен на покупку и модернизацию пожарной сигнализации на АЭС. Победила именно эта компания. Однако выяснилось, что «Энергоатом» заложил цену на покупку датчиков в 6–25 раз выше европейских.

Пара примеров: адресные дымовые пожарные извещатели ALN-EN оценены в 16 070 грн/шт. На одном тендере цвет неизвестен, на другом — белый. В украинских интернет-магазинах их не нашли. В Великобритании магазин Acorn Fire & Security предлагает такие извещатели по 26,35–37,66 фунтов стерлингов без НДС, что составляет 1461–2088 грн по курсу НБУ на дату подписания контракта. С учётом 20% налога — 1753–2505 грн. Это в 6–9 раз дешевле тендерной цены.

Кроме того, в Бельгии ALN-EN можно найти по 28,66–40,20 евро, или 1356–1902 грн. С налогом — 1627–2282 грн, что в 7–9 раз ниже сметной стоимости.

Базы адресных извещателей без изолятора YBN-R/3 и с изолятором YBN-R/3 (SCI) были включены в смету по одинаковой цене — 3110 грн/шт. Британский магазин продаёт их по 1,82–15,99 фунтов стерлингов (101–886 грн без НДС). С налогом — 121–1063 грн. То есть это в 3–25 раз дешевле от сметной цены.

Можно констатировать: «распил» со стороны руководства «Энергоатома» сейчас идёт просто фантастическими темпами. Предположим, что на это есть две ключевые причины. Первая — банальная. Руководство компании во главе с её президентом Петром Котиным ощущает полную вседозволенность, поскольку фактически находится под защитой своего покровителя — министра энергетики Германа Галущенко. Последний по ряду причин (подозреваем — финансовых) пользуется огромным авторитетом в Офисе президента.

Вторая причина: руководство «Энергоатома» сейчас так яростно осваивает деньги, потому что понимает — скоро их могут у них забрать. Дело в том, что в Верховной Раде недавно был утверждён отчёт Временной следственной комиссии, согласно которому выяснилось, что у «Энергоатома» накопилось более 60 млрд грн прибыли после повышения тарифов. При этом за два года компания перечислила в госбюджет лишь 1,3 млрд грн дивидендов. Остальные средства могли быть направлены на закупку ядерного оборудования за рубежом, но поставки так и не состоялись.

Парламент поддержал отчёт ТСК по энергетике: решение принято 272 голосами «за». А значит, существует высокая вероятность, что эти деньги направят в бюджет. Поэтому Котин с Галущенко торопятся максимально быстро прокрутить эти средства через «нужные» компании. Собственно, этим они сейчас и занимаются. Тщательно и нагло…

Читайте также: Во время войны нардепы увеличили свое состояние в два раза

Читайте также: Взрывы, «мертвые души» и танки на металл: как уникальный музей превратили в заповедник коррупции

Иван Сергиенко

Самое читаемое