ИсторияГенетика

Родная кровь. Кто виноват в фамильном уродстве ведущей королевской династии Европы

06:40 05 дек 2019.  2226Читайте на: УКРРУС

Так называемая «габсбургская челюсть» стала результатом многовекового кровосмешения, что привело также к частичному вырождению династии, правившей континентом в XVI — XVIII веках.

Многие представители Габсбургов имели характерную удлиненную нижнюю челюсть и плохо развитую верхнюю, что запечатлено на десятках парадных портретов монарших особ. Профессор генетики Университета Сантьяго-де-Компостела в Испании Роман Вилас предположил, что речь идет о последствиях родственных браков и провел целое исследование, подтверждающее эту теорию. 

Король Филипп IV, худ. Веласкес

Ученые обратились к десяти челюстно-лицевым хирургам с просьбой проанализировать 66 портретов 15-ти представителей знаменитой династии. Хирурги в свою очередь, выделили 11 признаков, характерных для нижнечелюстного прогнатизма, то есть, выпячивания нижней челюсти. Были также выделены семь других признаков, свидетельствующих о недоразвитости верхней челюсти. Оба феномена связаны между собой и присущи большинству монархов из рода Габсбургов.

Хирурги оценили степень деформации лица каждого представителя династии, обнаружив, что у Марии Бургундской, вошедшей в семью в 1477 году, челюсть не выпячена, в то время как у Филиппа IV, правившего Испанией и Португалией с 1621 по 1640 год, отмечена сильная степень нижнечелюстного прогнатизма. Недоразвитостью верхней челюсти отличались император Священной Римской империи Максимилиан I, его дочь, племянник, правнук племянника и Карл II — один из последних представителей Габсбургов.

Затем эксперты изучили семейное древо, включающее 6000 человек на протяжении 20 поколений, проанализировав все случаи кровосмешения. И, наконец, обнаружили, что количество близкородственных браков в родословной влияет на степень деформации нижней челюсти. Другими словами, чем выше была степень кровосмешения, тем сильнее проявлялся у того или иного монарха нижнечелюстной прогнатизм.

Карл II — последний представитель дома Габсбургов на испанском престоле   

Надо сказать, что могущество Габсбургов, объединивших под своей властью огромные территории, во многом зависело именно от межродственных браков, но… все имеет свою цену. 

Самым ярким примером порочной практики стал король Испании Карл II, отец которого приходился дядей матери мальчика, а сама мать была рождена от брака между двоюродными братом и сестрой. В результате коэффициент кровосмешения в случае Карла II составлял 25% — как у детей, родившихся в результате инцеста между братом и сестрой. Не удивительно, что монарх с рождения был инвалидом — с трудом разговаривал, страдал эпилепсией и множеством других заболеваний. Он прожил до 38 лет и не оставил наследников, прервав испанскую ветвь династии Габсбургов.

«Хотя наше исследование основано на историческом материале, кровосмешение до сих пор распространено в отдельных регионах и среди определенных религиозных и этнических групп, поэтому важно изучать последствия этого феномена, — отмечает профессор Вилас. — Династия Габсбургов служит своего рода лабораторией для этого, поскольку уровень близкородственных браков в ней особенно высок».

Максим Суханов, Lenta.UA

На заставочном фото: «Портрет императора Максимилиана с семьей», худ. Б. Штригель

Михаил Гольд

Самое читаемое