ПолитикаМеждународные отношения

Референдум по Донбассу: ключ к обходным маневрам или капитуляционный маршрут

15:31 14 дек 2021.  5440Читайте на: УКРРУС

Серьезную дискуссионную волну вызвало недавнее заявление президента Зеленского касательно вероятности проведения всеукраинского референдума по оккупированным территориям отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). Чем обусловлен этот гипотетический тактический ход главы государства и к каким глобально-локальным последствиям может привести реализация идеи плебисцита, разбиралась Lenta.UA.

На фоне громкого скандала с теперь уже экс-заместителем министра внутренних дел Александром Гиголишвили, о котором детально писала Lenta.UA, в некой информационной тени осталась новость о том, что в понедельник, 13 декабря, стартовал визит помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Карен Донфрид в Киев и Москву. Уже завтра высокопоставленная заокеанская гостья отправится в Брюссель, где состоится саммит «Восточного партнерства», на полях которого, кстати, президент Зеленский проведет переговоры с французским коллегой Макроном и новоиспеченным канцлером ФРГ Шольцем.

Ключевой темой практически всех переговоров международного уровня для украинской власти сегодня остается проблема урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе. О «рецептах» выхода из ситуации говорила вчера с министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой и Карен Донфрид. Публично по итогам рандеву прозвучали достаточно шаблонные фразы о том, что стороны договорились вопросы Украины не решать без ее участия, ну и так далее. В дипломатических же кулуарах поговаривают, что помощница Блинкена всячески проталкивала идею «переговорного прогресса путем выполнения Минских соглашений».

Читайте также: Ультиматум США Путину по Украине вызвал большой обвал на фондовом рынке РФ

В отечественных политических и экспертных кругах многие полагают, что за такой размытой формулировкой кроются опасные для Украины риски.  «Судя по всему, сегодня существует высокая вероятность, что Россия и США договорились давить совместно на Киев в плане имплементации им Минска», - заявления подобного содержания все чаще звучат в политкулуарах.

Как известно, Зе-власть, что в принципе, соответствует запросам общества, выступает категорически против выполнения договоренностей в том порядке, в котором записаны их пункты. Порядок, напомним, предполагает чередование решений, связанных с обеспечением безопасности, с политическими решениями. И в итоге, как считает нынешнее украинское руководство, это привело бы к легализации «ДНР/ЛНР».

Аккурат после серии протестных акций с очерченными «красными линиями» Зе-команда взяла курс на разделение Минских соглашений на два блока, предложив на первом этапе выполнить пункты, посвященные обеспечению безопасности, на втором – политические пункты. Это по идее привело бы к фактической ликвидации «республик» и к восстановлению украинской юрисдикции над неподконтрольными районами Донбасса.

Сейчас же, на фоне заявлений о подготовке широкомасштабного российского вторжения в Украину, как рассказал Lenta.UA близкий к Банковой политолог, у Зеленского опасаются, что в ходе недавней видеоконференции Байден и Путин могли договориться о первом варианте: предоставлении «ЛДНР» автономии в обмен на снижение напряженности на границах Украины. К слову, о вероятности таких договоренностей в конце прошлой недели сообщило и агентство Associated Press.

По мнению политолога Виктора Тарана, Зе-команда понимает все риски такого сценария и не пойдет на его реализацию. «Анонсированный президентом референдум – это своеобразный контраргумент», – отметил эксперт.

О плебисците, напомним, буквально на днях заявил Владимир Зеленский. При этом, он отдельно подчеркнул, что до сих пор никто не оказывал на Киев никакого давления по поводу Минских соглашений. Но не исключил, что какая-либо страна будет предлагать Украине те или иные условия урегулирования: «Так может быть. Но на сегодня этого нет точно, то есть тут нет никаких секретов у меня от общества. Я бы с такими вещами не шутил… Но, если будет какой-то такой сложный вызов, я точно буду советоваться с нашим обществом». Именно в этом контексте нынешний хозяин Банковой и допустил возможность проведения всеукраинского референдума: «Я не исключаю референдума относительно Донбасса в целом. И тут вопрос не в статусе.  Это может быть по Донбассу, это может быть по Крыму... Это может быть в целом относительно окончания войны».

Некоторые эксперты допускают, что Зе может использовать результаты такого референдума в качестве аргумента, чтобы в случае необходимости объяснить западным партнерам, почему Верховная Рада не может принять решения, на которых настаивает российская сторона. Копилку аргументов президента дополняет и уже наличное общественное мнение.

Соцопрос, проведенный в начале декабря социологической группой «Рейтинг», показал, что 54% украинцев выступают за пересмотр Минских соглашений. Сейчас более половины наших соотечественников поддерживают идею подписания новых соглашений, 21% считают, что нужно выйти из переговорного процесса и принимать решения без участия международных посредников, лишь 12% убеждены, что Украина должна полностью выполнить Минские соглашения.

Говоря о форматах переговоров по урегулированию, 45% респондентов заявили о необходимости расширения Нормандского формата за счет участия в нем США и Великобритании, 11% поддержали сохранение переговоров при участии Украины, Германии, Франции и РФ.  За прямые переговоры с Россией – 21%, с «ДНР/ЛНР» – 12%. Но если бы диалог с Россией был единственным и безальтернативным решением, то его поддержали бы 56%, против выступили бы 41%.

В свете этих цифр, весьма примечательно, что Зеленский заявил, дескать, не исключает отдельный формат переговоров с российским руководством. И допустил: «У нас может появиться благодаря США еще одна площадка переговоров с Российской Федерацией. И тут очень тонкий такой хирургический момент – как не потерять Нормандский формат, потому что, ничего не выстроив, ты можешь уничтожить то, что уже есть».

То есть, как видим, нынешний глава государства, пребывая на экваторе своего президентского срока, как и на заре каденции действенным щитом от всевозможных «наездов» извне и переговорным джокером считает глас народа.

Между тем, заявление Зеленского о возможности референдума не изменит общую картину по Донбассу. Во всяком случае, так считает предшественник Зе Петр Порошенко. «Представьте себе, что две или три области примут решение иное, чем остальные области», – сказал он, отметив, что это может привести к повторению событий, происходивших в Крыму в 2014-м.

ПАП призвал Зеленского не забывать, что президент – гарант Конституции: «Я категорически не согласен с тем, чтобы референдумы использовались как технология для проведения в том числе не украинских решений. Обсуждать неизвестные вопросы, да еще те, которые вынесены или предложены другими странами, – я думаю, что это была бы ужасная ошибка».

Показательно, что в Кремле на «референдумные» месседжи Зеленского отреагировали, выдержав несколько дневную паузу. Только вчера путинский пресс-секретарь Песков заявил, что проведение всеукраинского плебисцита по Донбассу является внутренним вопросом нашей страны. «Но нам, конечно, интересно понять, как мог бы быть сформулирован вопрос для этого референдума», - резюмировал Песков.

«Идея с референдумом концептуально не нова. И единственный здесь вопрос — как ее оформить юридически и какой вопрос будет поставлен на референдуме. И что все участники пропагандистской кампании должны признать, какой будет воля украинского народа, независимо от того, нравится нам или нет, мы будем ее воплощать в жизнь. Так же, как это было в декабре 1991 года», - отмечает политэксперт Валентин Гладких.

По его убеждению, четко обозначенное мнение народа поможет значительно повысить уровень легитимности решений и переговорных позиций украинской власти на международных  площадках: «Когда ты приезжаешь на переговоры, и тебе говорят: нужно сделать то, нужно сделать это, и ты можешь это принять или отвергнуть – это одна история. А когда ты приезжаешь на переговоры, и тебе говорят: нужно сделать то или другое, а ты понимаешь, что сделать это ты не сможешь из-за того, что в обществе может быть категорическое неприятие этих сценариев, то честно и справедливо сразу говорить партнерам, что этот сценарий категорически отвергается украинским обществом».

В целом, в экспертных кругах доминирующим является мнение, что потенциальный плебисцит может служить двоякой цели. С одной стороны, Банковая, опираясь на волю народа, якобы хочет наглядно продемонстрировать, что официальный Киев выступает решительно против капитуляции, что может стать аргументом для не выполнения Минска-2, в котором под фундамент государственности как таковой действительно заложено немало мин. Однако с другой стороны, если результаты референдума покажут готовность большинства рядовых украинцев к компромиссам, Зе-команда может легализовать это все на законодательном уровне, закрыв окно возможностей для демократической части оппозиции, выступающей категорически против Минска.

В одном из своих свежих интервью президент Зеленский заверил, что прямых переговоров с «республиками» не будет, что как раз предусмотрено Минскими договоренностями. Отсюда вывод — действующая власть двигается по первому сценарию, пытаясь всячески нивелировать роль закрепленных в столице Беларуси договоренностей, к которым неустанно апеллирует не только Путин, но и западные партнеры. Синхронно с этим Зеленский все чаще говорит о необходимости создания параллельному «нормандке» формата Украина-Россия-США.

Очевидно, что эта тактика Банковой является забегом на длинную дистанцию. Что же касается спринтерских инициатив, то в преддверии новогодних праздников у Зеленского предлагают ряд вполне конкретных решений по Донбассу, не требующих длительных и изнурительных переговоров. Данный кейс озвучил на днях в рамках заседания Постоянного совета ОБСЕ постоянный представитель Украины при международных организациях Евгений Цимбалюк.

«На фоне приближения зимы, закрытие линии разграничения, продолжение нарушения режима прекращения огня и разрыв связей с Украиной создают дополнительные проблемы для мирного населения на оккупированных территориях. Будущие рождественские праздники – лучшее время для движения вперед, если только он снова не будет заблокирован политической повесткой дня или требованием о так называемом прямом диалоге», - отметил постпред и огласил весь список вполне, надо признать, рациональных предложений Киева.

Речь, в частности идет о введении рождественского перемирия, разблокировке процесса обмена пленными, восстановлении работы всех КПВВ на линии разграничения, а также открытии дополнительных контрольных пунктов въезда-выезда около Золотого и Счастья. Помимо этого, у Зеленского предлагают утвердить дополнительные участки разведения сил, обеспечить безопасный доступ и распределение гуманитарной помощи всем, кто нуждается в ней и гарантировать свободный доступ миссии ОБСЕ в зоны конфликта на Донбассе.

«Мы призываем Россию конструктивно присоединиться к обсуждению этих вопросов в рамках Трехсторонней контактной группы», - заявил давеча Евгений Цимбалюк. Однако в Кремле, где буквально под микроскопом рассматривают любые телодвижения Киева касающиеся ОРДЛО, прикинулись слепоглухонемыми…

Читайте также: Зеленский ответил «в духе Бисмарка» на путинский ультиматум по НАТО

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое