ПолитикаВласть

Путин пьет шампанское: какие выводы следуют из мира в Карабахе

12:07 12 ноя 2020.  3368Читайте на: УКРРУС

В Армении продолжились массовые волнения из-за подписанного на днях соглашения о прекращении войны в Нагорном Карабахе, которое участники протестных акций называют капитуляцией. Что после «мировой» происходит в Баку и Ереване и кто в сложившейся ситуации является победителем — в материале Lenta.UA.

Кровопролитный 44-дневный конфликт, возникший в регионе после многолетнего состояния «заморозки», остановили в ночь на 10 ноября. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер Армении Никол Пашинян и глава РФ Владимир Путин подписали соглашение о прекращении войны в Нагорном Карабахе. Согласно документу, армянская сторона теряет значительные территории Нагорного Карабаха и все оккупированные районы вокруг него. При этом, почти две тысячи российских солдат встанут вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора.

Для лучшего понимания ситуации, остановимся кратко на содержании, завизированного на наивысшем уровне в условиях, кстати, абсолютной секретности соглашения. Итак, согласно договоренностям, Армения и Азербайджан полностью прекращают боевые действия в Карабахе, однако войска остаются на своих позициях. Прекращение огня контролирует специальный миротворческий центр. Стороны обмениваются заложниками, пленными и телами погибших. Российские миротворческие войска вводят в Карабах на пять лет с автоматическим продлением срока еще на пять лет по соглашению сторон. Они занимают линию соприкосновения.

Читайте также: Грузия открыла свое воздушное пространство для российских «миротворцев»

Также Армения должна вернуть Азербайджану три района - Агдамский, Кельбаджарский и Лачинский. Под контролем армянских сил остаются Степанакерт (Ханкенди), Мардакерт (Агдере), Мартуни (Ходжавенд) и части бывшей НКАО — Нагорно-Карабахской автономной области. В Лачинском районе будет действовать коридор шириной 5 км для связи Карабаха с Арменией. Его будут контролировать российские миротворцы. Армения обязуется гарантировать безопасность сообщения между Азербайджаном и Нахичеванской Автономной Республикой. Патрулировать этот коридор также будут «орлы» Путина. Внутренне перемещенные лица и беженцы вернутся в Нагорный Карабах и прилегающие районы под контролем комиссии ООН.

Согласно тексту соглашения, полнейший контроль над соблюдением мира в регионе берут на себя российские военные. Для этого в Карабах еще в понедельник отправились первые миротворцы.

Всего их планируется разместить 1960 человек, а также будут привлечены 90 БТР и 370 единиц автомобильной и спецтехники. Весьма примечательно, что аккурат после объявленного перемирия президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что в Карабахе развернут и турецкий миротворческий контингент, хотя в официальной сделке об этом речь не идет.

Спикер Путина Дмитрий Песков уже дал понять, что «каски» Эрдогана в регионе никто не ждет. Но при этом пресс-секретарь российского президента не исключил помощь Турции Азербайджану в части создания центра мониторинга прекращения огня.

Анализируя карабахскую тематику, эксперты, прежде всего, задаются вопросом: почему только сейчас стороны согласились на миротворцев и существует ли риск новой войны?

На сегодня никто не отрицает, что азербайджанские силы получили значительное преимущество после того, как взяли город Шуша 8 ноября. Это – стратегически важный пункт для региона: он расположен на скале, с которой Степанакерт, столица непризнанной НКР, простреливается практически изо всех видов оружия. Таким образом, было совершенно очевидно, что если бы боевые действия продолжались, официальный Баку буквально в течении нескольких дней захватил бы всю республику. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заверяет, что подписал соглашение после того, как на этом настояли, подконтрольные ему военные: «Я принял такое решение, когда армия настаивала на этом. Вы представляете ситуацию, когда армия говорит, что надо немедленно остановиться?! Как я мог поступить иначе?».

Многие аналитики и, кстати говоря, небезосновательно, обращают внимание на отсутствие в мировом соглашении пункта о дальнейшем статусе Нагорного Карабаха. По итогам договоренностей «треугольника»: Путин – Алиев – Пашинян остаются в силе все предыдущие правовые акты, в частности – резолюция Совета Безопасности ООН. В ней, напомним, декларируется поддержка территориальной целостности Азербайджана и содержится требование о выводе армянских сил с занятых ими районов вокруг НКАО. 

По состоянию на сейчас картина представляется следующая: Азербайджан не только вернул утраченные после войны 25-летней давности территории, но и получил контроль над древним и с символической точки зрения очень важным городом Шуша. Фактически сторона, которая контролирует Шушу, как мы уже отмечали выше, в любой момент может взять под свой контроль и столицу Карабаха.

В Баку, понятное дело, восприняли новый мир в Карабахе как победу, а вот в Ереване подписанное соглашение вызвало массовые беспорядки. Премьер Никол Пашинян, который пришел к власти на волне массовых протестов в 2018-м, теперь сам столкнулся с угрозой уличных бунтов. Президент страны Армен Саркисян обвинил Пашиняна в том, что тот не провел с ним консультации перед подписанием соглашения, а 17 оппозиционных партий потребовали «незамедлительной отставки главы правительства». Правда, только одна из политсил - «Процветающая Армения» - представляет парламентскую оппозицию и имеет ощутимое количество сторонников, которых в силу тех или иных причин не спешит «заряжать» на долгосрочный протест. Поэтому, как считают эксперты, резкой и кардинальной смены фигур на властной доске Армении ожидать не приходится.

Ведущие европейские аналитики также отмечают, что Армении было выгоднее в свое время добиться урегулирования конфликта путем соглашения на основе Мадридских принципов, которые предусматривали передачу Азербайджану оккупированных территорий вокруг «НКР», временный статус непризнанной республики и решения ее судьбы путем референдума. Но в последние десятилетия все переговоры по непризнанной Карабахской республике буксовали из-за противоположных позиций противоборствующих сторон.

Стороной – и отнюдь не последней – в данном конфликте выступает Москва. Формально Россия не имела оснований для вмешательства в конфликт, поскольку боевые действия шли на международно-признанной территории Азербайджана и не перебрасывались на территорию Армении – страны-союзницы РФ по ОДКБ. В этой ситуации введение миротворцев было возможно лишь с согласия обеих враждующих сторон, чего, собственно и добился нынче Кремль. Аргументом против вмешательства России могла быть серьезная роль Турции, которая открыто и решительно встала на сторону Баку. Судьба российской группировки в Сирии и Ливии во многом зависит от российско-турецких отношений, поэтому их стали ставить под угрозу ради помощи Армении. Но в ночь на 10 ноября, еще до официального заявления о мирном соглашении, ситуация обострилась. Над территорией Армении близ границы с Нахичеванью Азербайджан сбил российский вертолет Ми-24, двое военнослужащих погибли, еще один получил тяжелые ранения.

Инцидент мог бы стать основанием для вмешательства, но азербайджанская сторона извинилась за то, что случилось, заявив о своей готовности выплатить компенсации семьям погибших. В итоге в Москве не стали придавать этой трагедии значимости, готовясь подписать мирные соглашения.

В целом, Россия в этом горячем во всех смыслах конфликте последовательно придерживалась «распылительной» тактики – вела постоянные переговоры с Турцией, контактировала с Азербайджаном и неформально оказывала военную поддержку Еревану. В результате Российская Федерация весьма элегантно вышла из ситуации: фактически навязав сторонам мировое соглашение. Таким образом РФ серьезно увеличила свое военное присутствие в неспокойном регионе, сохранив при этом ровные отношения и с Баку, и с, понятое дело, загнанным в тупик Ереваном.

Вместе с тем, очевидно, что итоги конфликта значительно усиливают позиции на Южном Кавказе Турции и ее влияние на Азербайджан. Одно из главных преимуществ, которые получает официальная Анкара – прямое наземное транспортное сообщение с Азербайджаном по коридору через Армению и Нахичевань, что крайне важно в условиях печального положения дел турецкой экономики. Однако Турция так и не получила никакой статусной роли в урегулировании конфликта, поэтому именно Кремль считается конечным бенефициаром мирного соглашения.

Еще один важный вывод, который следует вынести уже по итогу военной кампании заключается в том, что азербайджанская армия фактически восстала из пепла 90-х и превратилась в эффективную армию XXI века, тогда как армянские вооруженные силы, несмотря на достаточно высокий боевой дух и готовность к самопожертвованию, по сути, остались в прошлом столетии. Азербайджан в течение многих лет готовил почву для возвращения своих территорий, прежде всего, выстраивая отношения с Турцией и Россией и когда настал приемлемый момент, Баку ударил...

Насколько жизнеспособным в части практической реализации будет, подписанный на днях «мировой» договор, пока что говорить рано. Однако уже сейчас можно уверенно констатировать, что в этой истории сильные игроки распределили свои интересы за счет слабого звена, коим оказалась Армения – страна, которая потеряла территории, понесла человеческие потери, а также оказалась в заложниках у России с ее миротворцами.

Наталия Ромашова

Читайте также: В Армении задержали лидера оппозиции

Крижак Дмитрий

Самое читаемое