ИсторияПривет из прошлого

Последняя тайна Алькатраса. Под самой знаменитой тюрьмой США обнаружен туннель

07:30 19 апр 2019.  3691Читайте на: УКРРУС

На острове, отведенном в 1934-м под федеральную тюрьму для самых опасных преступников, когда-то был военный форт.

Своей будущей славе Алькатрас обязан «золотой лихорадке», разразившейся в середине XIX века. Залив Сан-Франциско нуждался в защите, и в 1850 году по указу президента здесь началось строительство крепости. Три года спустя на острове был установлен маяк, а вскоре форт, территорию которого защищали более 100 дальнобойных орудий, мог выдержать четырехмесячную осаду.

Артиллерийский взвод, форт Алькатрас, 1902. 

Благодаря естественной изоляции и сильным морским течениям это место сочли идеальным для содержания военнопленных — первые узники появились здесь в годы Гражданской войны, тогда форт Алькатрас стал официальной военной тюрьмой для западного побережья. После Испано-американской войны 1898 года тюремный контингент Алькатраса возрос до 450 человек.

В 1912 году на острове возвели новый тюремный корпус, который к 1920 году был практически полностью заполнен заключёнными-армейцами. Несмотря на военную дисциплину, в армейской тюрьме царил относительно вегетарианский режим содержания. В конце 1920-х годов зэкам даже позволили носить собственную бейсбольную форму, а на еженедельные соревнования по боксу между заключёнными часто приезжали фанаты из Сан-Франциско.

В 1934-м военные передали здание на баланс Министерству юстиции, и в истории Алькатраса началась новая глава. Правительство решило превратить остров в федеральную тюрьму для наиболее опасных преступников, которая устрашала бы своей суровостью остававшихся на свободе «коллег». Здание полностью перестроили, заменив деревянные решётки и прутья на стальные и попутно замуровав все служебные туннели. Во всяком случае, так считалось до недавнего времени.

Тюремное фото Аль Капоне

В тюремной столовой оборудовали сопла со слезоточивым газом, которые управлялись дистанционно. Двери снабдили новинкой — электрическими датчиками. Какие-либо личные вещи иметь заключённым запрещалось, чтение газет исключалось. Сюда переводили наиболее буйных рецидивистов из всех тюрем страны, гангстеров вроде Аль Капоне, «врага государства №1» Пулемётного Келли и систематических нарушителей режима.

Главный коридор тюремного корпуса заключённые прозвали «Бродвеем», в восточном крыле находились изоляторы, где даже не было туалета: просто дыра, сливом которой управлял охранник камеры. Свет отсутствовал, матраc выдавали только на ночь. В первые годы в тюрьме придерживались правила «абсолютной тишины» — многие считали это слишком жестоким наказанием и, якобы после того, как несколько узников сошли с ума из-за этого правила, его отменили.

Одна из максимально защищенных камер, 1956. Фото Joe Rosenthal  

В 1963-м содержание изолированной тюрьмы, куда все приходилось доставлять с материка, сочли слишком дорогим удовольствием, и пенитенциарное учреждение закрыли. В 1971 году остров стал частью Национального парка «Золотые ворота», а спустя два года тюрьму превратили в музей, открыв для туристов.

С этого времени Алькатрас доступен и для научных исследований, но работа археолога выглядит сегодня иначе, чем еще пару десятилетий назад. Так кирпичный туннель со сводчатым потолком, земляной ход, оружейные арсеналы и вентиляционные шахты под зданием тюрьмы были обнаружены без единого удара кирки о землю. Ученые из Университета Бингемтона использовали радар для радиолокации, лазерный сканер и оцифрованные старые карты с привязкой к местности. Вероятно, тюрьму строили просто поверх старого форта, не тратя время и силы на его снос. К удивлению археологов сооружения прекрасно сохранились, словно не прошло полтораста лет со дня их возведения.

Отрадно, что ни один камень при этом не был потревожен — арсенал исследователей состоит сегодня из беспилотников для нанесения на карту ранее недоступных объектов; лазерных сканеров, помогающих создавать подробные 3D-модели; программного обеспечения виртуальной и дополненной реальности для реконструкции древних городов и, наконец, радара для радиолокации, который использовали в Алькасаре.

«Мы не можем раскопать все — и не должны этого делать — но цифровые технологии обогащают и дополняют наши данные», — говорит археолог из Университета Небраски-Линкольн Хизер Ричардс-Риссетто. Жаль лишь, что посетители тюрьмы-музея не могут в прямом смысле этого слова прикоснуться к подземным тайнам Алькатраса.

Максим Суханов, Lenta.UA

Михаил Гольд

Самое читаемое