ИсторияПамятная дата

О вреде сладкого. Как при помощи торта угнали в Турцию МиГ-29

06:30 20 май 2019.  3674Читайте на: УКРРУС

20 мая 1989 года военный лётчик 1-го класса капитан Александр Зуев поднял свой истребитель с аэродрома на западе Грузии и через полчаса сел в турецком Трабзоне.

Выпускник Армавирского летного училища Саша Зуев был на хорошем счету. Недаром молодому пилоту одному из первых доверили осваивать новейший на то время истребитель — МиГ-29. Амбиции капитана этим, однако, не исчерпывались. Зуев мечтал о поступлении в знаменитую Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ) в подмосковном Жуковском. Шансы были — пилот первого класса, успевший полетать на истребителе 4-го поколения — и это в двадцать семь лет. Судьба распорядилась иначе — на 1988 год набора в ШЛИ не было, и капитан вернулся в свой 176-й истребительный авиационный полк в провинциальный грузинский городок Миха-Цхакая.

Грузинская военная база, на месте которой в 1980-е базировался 176-й авиаполк

О том, что именно подтолкнуло Зуева к угону боевой машины, спорят до сих пор… То ли семейные проблемы — летчик был женат на дочери начштаба дивизии, то ли невозможность реализоваться в полной мере, то ли, как он сам вспоминал, разочарование в советском строе. В своей книге перебежчик настаивал, что рубиконом стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 года, когда в результате разгона митинга на проспекте Руставели погибли 19 человек.

Так или иначе, в фантазии ему отказать нельзя. За несколько дней до операции, жалуясь на бессонницу, Зуев скупал в разных аптеках снотворное. В ночь на 20 мая 1989 года капитан был дежурным по приёму и выпуску самолётов и — вот совпадение — в тот день у него якобы родился сын, о чем летчик объявил всем сослуживцам. В скобках заметим, что жена действительно была беременна, уехала рожать к родственникам в Украину, где спустя несколько дней разрешилась от бремени, но проверить это товарищи не могли, да и не стали бы. Рождение первенца — событие нерядовое, поэтому капитан испек торт и лично преподнес каждому механику, технику и дежурившим летчикам по кусочку. Сладкое, разумеется, было с начинкой, и вскоре семеро коллег впали в глубокий сон (наутро в тяжелом состоянии их доставили в больницу).

Убедившись, что первая часть плана сработала, Зуев перерезал кабели сигнализации и связи и направился на летное поле. И тут — осечка. На посту стоял часовой-новобранец, свято чтивший устав караульной службы и наотрез отказавшийся подпускать Зуева к его МИГу. Завязалась драка, капитан ранил часового из табельного «Макарова» и бросился на летное поле, но тот успел вдогонку выпустить очередь из АКМ, ранив угонщика в руку и чиркнув по голове.

Александр Зуев, Анкара, Турция, 1989

Тем не менее пилот добежал до машины, убрал колодки, запустил двигатели и поднял МиГ в воздух. Сбросив подвесной топливный бак, он начал выполнять разворот над аэродромом и попытался расстрелять оставшиеся на поле самолеты дежурного звена. Напряжение было все-таки слишком велико — опытный летчик отключил первую блокировку пушки, но забыл о второй. Через несколько минут на перехват угнанного истребителя поднялись два самолета, но было поздно — от Миха-Цхакая до турецкой границы чуть больше 100 км. — ерунда для сверхзвуковой машины.

«Я — американец!», — произнес раненый пилот, выбравшись из кабины МиГ-29 после приземления в Трабзоне. Вскоре, уже в турецком госпитале, он попросил политического убежища. Капитана судили, но оправдали, признав политическим беженцем.

МиГ-29 Зуева под охраной турков. Фото: istmira.ru

Самолет вернули на советскую базу буквально через полтора дня — турецкие власти так и не позволили осмотреть истребитель американским коллегам.    

Что касается Александра Зуева, то он перебрался в США, консультировал американских пилотов при подготовке операции «Буря в пустыне». На 1991 год МиГ-29 были самыми современными истребителями ВВС Ирака, поэтому опыт советского пилота оказался весьма кстати.

В 1992 году у перебежчика вышла книга под говорящим названием: «Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire» («Точка опоры. Побег первоклассного пилота из советской империи»). Fulcrum — «Точка опоры» — это название МиГ-29 по классификации НАТО.

Пилот с американскими коллегами. Фото: tkachenko.in.ua

В 1990-е бывший капитан ВВС СССР консультировал американских бизнесменов, ведущих бизнес в России, и продолжал летать. Так и погиб. 10 июня 2001 года его Як-52 разбился в 150 км от Сиэтла. Через месяц Александру Зуеву должно было исполниться сорок лет…

Максим Суханов, Lenta.UA

На заставочном фото: МиГ-29 ВВС СССР в 1989 году

Михаил Гольд

Самое читаемое