ПолитикаТКГ

Между капелек: какую линию будет «гнуть» Кравчук во главе украинской делегации в минской ТКГ

13:30 31 июл 2020.  14447Читайте на: УКРРУС

Отныне вместо Леонида Кучмы, трехсторонней контактной группой (ТКГ) по урегулированию ситуации на Донбассе будет руководить Леонид Кравчук. Владимир Зеленский в четверг, 30 июля подписал указ, которым освободил от обязанностей главы украинской делегации в ТКГ второго президента и назначил на его место первого гаранта независимой Украины.

Интересно, что словоохотливый Кравчук, который вчера провел продолжительную встречу «с глазу на глаз» с нынешним хозяином Банковой непосредственно перед назначением в ТКГ, не стал общаться с журналистами, которые ожидали его на выходе из Офиса президента. Точнее, как не стал — избежал живого общения с представителями СМИ, покинув ОП через дополнительный — не центральный выход. Вместо этого пресс-служба Зеленского обнародовала записанный в ОП видеоролик, где Кравчук заявляет следующее: «Если я смогу что-то сделать, чтобы ускорить мир на Донбассе, я это буду делать до последнего вздоха. Вот почему я согласился». 

Помимо этого, первый президент похвалил ныне действующего главу государства, отметив его ведущую роль в восстановлении переговорного процесса в нормандской формате и в установлении всеобъемлющего режима прекращения огня на Донбассе. С восстановлением «нормандки» Леонид Макарович явно погорячился, поскольку, во-первых, после встречи лидеров нормандского квартета полугодичной давности, переговорный воз буксовал на месте, во-вторых, Меркель и Макрон, всецело погруженные в свои внутренние политико-социальные проблемы, мягко говоря, не проявляли интереса к данному кейсу, ну, и в-третьих- аккурат после назначения Кравчука в минскую ТКГ, замглавы администрации Путина Козак, назвав работу советников глав государств нормандского формата неэффективной, заявил о выходе России из переговорного процесса. То есть, в и без того вялом и безрезультатном нормандском формате можно смело поставить если не финальную точку, то продолжительное троеточие. 

Таким образом, единственной легитимной на данный момент переговорной площадкой по Донбассу остается Минск. О том, что Леонид Кучма принял решение уйти с поста главы украинской делегации в ТКГ, стало известно буквально на днях, хотя о своем намерении оставить пост, на котором он находился с 2014 года, второй президент заявлял уже давно. Более того, в 2018-м он прекратил участие в ТКГ, но вскоре после победы Зеленского на президентских выборах, по просьбе «Зе» остался руководить украинской делегацией. Все это время Банковая готовила преемника Кучмы в переговорной группе и ключевым претендентом считался вице-премьер Алексей Резников — давний знакомый зятя Кучмы и олигарха Виктора Пинчука. Кучма не единожды публично высказывался, что именно Резникова видит на позиции главы украинской группы в Минске и Зеленский, по нашей информации, поддерживал эту кадровую идею одного из своих предшественников на президентском посту. Однако пребывая недолгое время в составе минской ТКГ на посту заместителя Кучмы, Резников отличился целым рядом резких заявлений касательно туманных перспектив «минских соглашений», настаивая как минимум на их пересмотре, как максимум — полном демонтаже. Словом, фигура Резникова, кстати, как говорят в узких кругах, опытнейшего и высококлассного юриста, что немаловажно в минском процессе, стала раздражителем для Путина и сотоварищи. Поэтому, с тем, чтобы не накалять и без того не безоблачную переговорную атмосферу с Кремлем, на Банковой решили поставить во главе переговорной группы более компромиссную фигуру, оставляя Резникова на второй, но далеко не формальной и последней роли. 

При этом, абсолютно нельзя сказать, что Кравчук сознательно согласился быть лишь «свадебным генералом» в минском процессе. «Президент очень проникся недавним выступлением Леонида Макаровича в парламенте ко дню суверенитета Украины. Кравчук четко, ясно и очень аргументировано разложил по полочкам причины внутренних и геополитических бед нашей страны и назвал рецепты их решения. После этого с Леонидом Макаровичем начались неформальные переговоры, в ходе которых он очертил свою стратегию по Минску, которая в принципе совпала с видением Зеленского», - рассказывает нам источник в окружении «Зе». О том, что первый президент долго и предметно говорил с ныне действующим гарантом о путях достижения мира на Донбассе подтверждают также, близкие к Банковой нардепы от провластной «Слуги народа». 

Не далее как месяц назад предметно обсуждала с Кравчуком «тет-а-тет» тему войны на Донбассе и Lenta.ua. Приведем некоторые цитаты из нашего недавнего интервью с первым президентом, которые дают целостную картину его видения ситуации, а также позволяют спроецировать его шаги на посту главы украинской делегации в ТКГ. 

«Был и остаюсь убежденным в том, что минский формат- неполноценный и недееспособный. Когда начинался весь этот минский процесс, я как раз в эти дни был в Польше. И когда Порошенко сказал тогда, что мы переходим от женевского формата к минскому, меня поляки спросили: «Леонид Макарович, объясните нам, зачем он это делает, ведь это же шаг навстречу проигрышу Украины?». Такие же вопросы задавали неоднократно и самому Порошенко, на что он отвечал, дескать, в основе Минских соглашений лежит его план мира. Я его спрашивал, а где в этом плане хоть слово о Путине, мы же не воюем сами с собой? Он так и не ответил…», - говорит Кравчук. При этом, он не единожды повторял тезис о том, что на Минске следует поставить крест. Но не просто, уйти, громко хлопнув дверью, а сделать это продумано и взвешено. 

«До тех пор, пока мы не создадим по аналогии с антигитлеровской, коалицию, которая могла бы противостоять российской агрессии и российской политике в Украине, ничего не изменится вообще. Что сейчас происходит? Запад говорит, что поддерживает Украину, а когда его лидеры едут в Москву, там они рассказывают о возврате РФ в состав G7, необходимости снятия с России санкций и так далее. То есть, нет коалиции, которая действовала бы по одному сценарию, а была бы — Путин сразу же приземлился бы и вел себя совершенно по-другому», - считает Кравчук. На наш дополнительный вопрос о том, кто конкретно должен войти в эту коалицию, первый президент ответил следующим образом: «Украина, США, Франция, Германия, Великобритания, Польша и другие страны». Оценивая перспективы столь кардинального изменения правил игры, Кравчук подчеркнул: «Да, это вполне можно сделать. Но делать это надо умно. Я бы, например, заявил о бесполезности Минска вместе с Германией, Францией, Великобританией и США. Это крайне важно, потому что если об этом заявит одна Украина, Путин в этот же день скажет: «Они развалили минский процесс, развязали мне руки и теперь я свободен в своих действиях». А когда мы вместе с указанными странами выработаем и выпишем новый формат, тогда будет все по-другому. И неважно, где будут проходить переговоры: в Женеве, Вене или где-то еще. Важно, чтобы в переговорной формуле Россия была прописана, как сторона конфликта, а не посторонний наблюдатель. Я очень, просто очень-очень хочу, чтобы наша власть, без лишнего шума и пыли, в закрытом режиме провела соответствующие переговоры с западными лидерами, подписала с ними документ о новом формате, а уже потом, по факту, обнародовала его. Это важно, чтобы все не сорвалось еще на стадии обсуждения, а в том, что РФ будет вставлять палки в колеса, нет никаких сомнений». 

Также Кравчук, отметив, что временные сроки для реализации такого сценария напрямую зависят от слаженной работы Офиса президента, правящего парламентского большинства и Кабмина, добавил, что на подготовительно-переговорной стадии «важно вообще не слушать парламентские фракции и группы, работающие в парадигме Кремля». И тут очень важный акцент. Мы попросили Кравчука четко назвать эти фракции и группы и вот что он ответил: «Касательно групп, некоторые из которых ассоциируются с нынешней властью, утверждать наверняка не буду, а что касается фракций, то это безусловно ОПЗЖ, представители которой официально ездят в Москву и озвучивают затем свою позицию. Они на сегодня слушают Путина и больше никого. А проблема состоит в том, что их слушают украинцы, иначе они не были бы второй по численности парламентской фракцией». 

Почему сегодня именно эти слова, произнесенные Кравчуком в недавнем интервью нашему изданию. играют крайне важную роль? Потому что, после его назначения на пост руководителя украинской переговорной группы в Минске, критики действующей власти буквально с пеной у рта стали обвинять Зеленского в том, что этим решением он «слил» украинские интересы Медведчуку, в партию которого СДПУ (О) в свое время входил Кравчук. В принципе, с таким же успехом можно обвинять экс-президента Порошенко в том, что он входил в Партию регионов на стадии ее «рождения», преспокойно работал в правительстве Азарова при Януковиче, а главное, будучи главой государства — ввел непосредственно Медведчука в минскую переговорную группу. Кстати, Медведчук был главой Администрации президента Кучмы, при этом никто не говорил, что Кучма, пребывающий во главе ТКГ шесть лет к ряду, совершил «зраду». Интересно, что сам Медведчук как-то особо не обрадовался назначению Кравчука. По всем его телеканалам, словно мантру повторяют комментарий Медведчука по этому кадровому решению «Зе», где ключевой месседж состоит в том, что, дескать все пропало — при президенте Зеленском мир не наступит. Это — наглядное свидетельство неудовольствия лидера ОПЗЖ, который прекрасно понимает, что если обыграть с тыла «новых лиц» из Зе-команды ему бы удалось, что с Кравчуком это сделать будет сложно, если не сказать, невозможно, несмотря на почтенный возраст первого президента. Кстати, о возрасте. В свои 86 Кравчук мыслит куда яснее и глубже, чем многие предводители парламентских фракций, а также лидеры монобольшинства все вместе взятые со своими «некачественными детьми», корабельными соснами, продажей собак за оплату коммуналки и обсуждением с представительницами древнейшей профессии всевозможных табу прямо во время пленарного заседания Верховной Рады. 

Наталия Ромашова 

Фото: 24 канал

Елена Коваль

Самое читаемое