ПолитикаОккупация

Лекарство от политического склероза: зачем на Банковой продвигают переговорную платформу по Крыму

15:33 08 дек 2020.  4337Читайте на: УКРРУС

Под занавес уходящего года на геополитической повестке заметно актуализировался вопрос аннексированного Крыма. В понедельник, 7 декабря, 63 голосами «За» Генеральная Ассамблея ООН одобрила новую, более резкую резолюцию, касающуюся проблемы милитаризации полуострова. О чем идет речь в документе и услышат ли голос мировой общественности в Кремле — разбиралась Lenta.UA.

Вчера в ходе заседания Генассамблеи ООН большинство делегатов из стран-участниц поддержали резолюцию «Проблема милитаризации Автономной Республики Крым, города Севастополь, а также частей Черного и Азовского морей». Ключевой тезис, проходящий красной нитью в документе – призыв к России вывести свои войска с «территории АРК, являющейся неотъемлемой частью Украины».

Комментируя принятие резолюции, глава отечественного МИДа Дмитрий Кулеба подчеркнул, что документ – новый элемент растущего правового давления на Россию. «Принятие резолюции свидетельствует о том, что милитаризация Крыма, которая осуществляется Российской Федерацией как государством-оккупантом, остается в центре внимания международного сообщества, которое рассматривает превращение Крыма в огромную военную базу как прямую угрозу безопасности и стабильности в регионе», - отметил главный дипломат страны, попутно призвав международное сообщество к консолидации усилий с целью деоккупации АРК, в том числе в рамках «Крымской платформы».

Читайте также: Россия назвала условия для проведения саммита «нормандской четверки»: подробности

К платформе, созданной с подачи Банковой, вернемся несколько позже. Сейчас же остановимся на вчерашнем голосовании в ООН. Итак, по итогам резолюционного волеизъявления, постпред Украины при ООН Сергей Кислица заявил, что голосование продемонстрировало положительную для Украины динамику, поскольку, несмотря на субстантивное усиление текста резолюции, официальный Киев не потерял ни одного голоса.

«За» проголосовали все 27 членов Европейского союза, а также США и Канада. А вот Россия теряет союзников, которые традиционно голосуют против принятия резолюции. По сравнению с предыдущими годами, она (РФ- ред.) потеряла более 10%. При этом, Россия не смогла ничего противопоставить, поэтому, пытаясь предотвратить, чтобы СМИ говорили о потере поддержки Российской Федерации, они заполнили пространство нарративами, которые не имеют ничего общего с предметом резолюции», - подчеркнул господин Кислица.

Нарративы, о которых говорит дипломат – попытка российской делегации в ООН устроить «шоу» вокруг заседания Ассамблеи, посвященному 75-летию окончания Второй мировой войны, которое состоялось 1 декабря, а также попытки РФ привлечь на площадку ООН так называемые «ДНР/ДНР».

Отметим, что в новой резолюции по милитаризации АРК, внесенной Украиной в соавторстве с более 40-ка другими государствами, содержится ряд принципиально новых элементов. В частности, речь идет о незаконном захвате и установлении контроля над бывшими объектами хранения ядерного оружия, строительстве военных кораблей, а также дестабилизирующем влиянии на международные верификационные и контрольные режимы. В документе также усилены сигналы о продолжающейся «милитаризации образования» и незаконного призыва в ряды российских вооруженных сил жителей полуострова.

Как известно, первую резолюцию ГА ООН по милитаризации Крыма приняли 17 декабря 2018 года. Тогда, кроме признания нарушения Россией международного права в результате оккупации и попытки аннексии Крыма, были включены и параграфы с осуждением незаконного строительства Керченского моста, и препятствование свободе судоходства, применение Россией силы против кораблей украинских ВМС. Нападение, напомним, произошло 25 ноября 2018-го. Обновленную резолюцию Генассамблея приняла спустя год, 9 декабря 2019-го. Она содержала ряд положений, которые расширяли сферу ее действия. В частности, к документу вошел призыв к РФ прекратить попытки распространять свою юрисдикцию над ядерными объектами в АРК. Резолюция также осуждала визиты официальных лиц Российской Федерации в Крым.

Сегодня риторика звучит куда более резкая и конкретная: «РФ должна немедленно, полностью и без выдвижения каких-либо условий вывести свои вооруженные силы из Крыма и безотлагательно прекратить временную оккупацию украинской территории!», - подчеркивается в принятой вчера резолюции, которую поддержали 63 страны-участницы. «Против» выступили несменные союзники Кремля по геополитике, а также диктаторские режимы: Армения, Беларусь, Камбоджа, Куба, КНДР, Иран, Кыргызстан, Лаос, Мьянма, Никарагуа, Сербия, Судан, Сирия, Венесуэла, Зимбабве, а также Китай и сама Россия. «Воздержавшихся» было гораздо больше. Среди них – многие южноамериканские страны (Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай), а также Египет, Индия, Индонезия, Ирак, Казахстан, Мексика, Монголия, Оман, Пакистан, Филиппины, Южная Корея, Саудовская Аравия и Таиланд.

Еще до принятия резолюции ООН официальный Киев заметно усилил подготовку к запуску «Крымской платформы» (КП), призванной поддержать международное внимание к аннексированному полуострову. Именно на этот формат в Зе-власти делают сегодня ключевую ставку. «Крымская платформа» - это координация международных усилий по защите прав крымчан и деоккупации полуострова. Я уже предметно обсудил эту инициативу с представителями Европейского Союза, Великобритании, Канады, Турции и другими партнерами. Многие из них готовы присоединиться и принимать в ней активное участие», - заявляет президент Владимир Зеленский. Вокруг этой идеи он хочет собрать как можно больше стран, чтобы удержать международное внимание на вопросе АРК.

«Цель – сформировать коалицию стран, которые присоединятся к «Крымской платформе» и будут помогать Украине удерживать наивысший уровень политического дискурса относительно последствий оккупации полуострова», - подчеркивает первый замминистра иностранных дел Эмине Джапарова. В МИД, который вполне логично назначен локомотивом продвижения платформы, выделяют несколько приоритетных направлений ее деятельности: безопасность, включая со свободой мореплавания, обеспечение эффективности санкционных ограничений против страны-агрессора, защита прав человека и международного гуманитарного права, защита образовательных, культурных, религиозных прав и преодоление негативного влияния временной оккупации Крыма на экономику, а также окружающую среду.

«История с возвращением Крыма назад в Украину будет иметь даже более легкий вариант, потому что там не было боевых действий как на Донбассе», - считает министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Алексей Резников. А вот директор Центра международных и европейских исследований Университета в Стамбуле Димитриос Триантафилу не разделяет оптимизма украинских дипломатов и чиновников и сравнивает Крым с Северным Кипром. Как известно, самопровозглашенный Северный Кипр с 1975 года признала только Турция, другие страны и ООН считают этот регион частью Кипра. Однако, реального воссоединения Северного Кипра с Кипром не происходит. «Каждые полгода туда приезжает ЮНИСЕФ и миротворческая миссия, мониторят зеленую линию (условная линия разграничения Северного Кипра и Кипра – ред.), пытаются организовать переговоры. И что происходит? Ничего. Что на самом деле происходит, так это то, что север Кипра все больше заселяют переселенцы из Турции. И сейчас всех подталкивают к выборам. Похоже, все идет к принятию решения о реальном распределении Кипра, которого весь мир долгое время пытался избежать», - отмечает у себя в Twitter Триантафилу.

Знают о создании международной площадки для переговоров по Крыму и чиновники на оккупированном полуострове, подконтрольные Кремлю. «Зеленский недавно выступил с инициативой создания дискуссионной платформы по деоккупации Крыма. Ну это бред, вообще полный... Ему бы создать площадку из убытков, которые он нанес Крыму, площадку по рассмотрению тех преступлений, совершенных против нашей республики, против граждан Крыма, против убийства наших граждан!», - сокрушается в соцсетях «председатель» Государственного Совета Крыма, назначенный РФ, Владимир Константинов.

Россию, кстати, тоже будут приглашать для участия в «Крымской платформе». «Мы считаем, что это (РФ) - страна номер один, которая должна участвовать в подобных форматах, потому что это государство, которое оккупировало Крым и которое несет полную ответственность за ситуацию в Крыму, в том числе по защите населения, а это 2,5 миллиона граждан Украины», - аргументирует первый замминистра иностранных дел Эмине Джеппар.

На данный момент готовность участвовать в КП выразили США, Канада, Великобритания, Турция, Словакия и Молдова. «На первом этапе это будет консультативно-координационный формат, однако в будущем мы не исключаем, точнее, даже планируем его превращение в полноценный переговорный, причем на наивысшем уровне при участии глав государств и правительств», - отмечает off records наш источник в МИДе.

«Милитаризация Крыма влияет на безопасность Юго-Восточной Европы, в частности региона Черного, Азовского и Средиземного морей. Кроме того, существует потребность в улучшении координации и повышении эффективности санкционной политики, как и международной политики непризнания попытки аннексии Крыма в целом, так что у платформы — довольно большая и глубокая форма», - подчеркивает наш собеседник, добавляя при этом, что на финишной прямой ключевыми участниками КП Киев хочет видеть государства-гаранты украинской безопасности по Будапештскому меморандуму, «чтобы подтянуть к крымскому вопросу также Донбасс».

Синхронно с активизацией исполнительной власти в проблематике АРК, зашевелилась и законодательная ветвь. Буквально на днях в Верховной Раде было заявлено о создании межфракционного депутатского объединения (МФО) «Крымская платформа». Сопредседателями этого объединения избраны народные депутаты Рустем Умеров («Голос»), Мустафа Джемилев, Ахтем Чийгоз («Европейская солидарность»), Елизавета Ясько и Вадим Галайчук из «Слуги народа». В ближайших планах МФО – проведение комитетских слушаний по внешнеполитическим аспектам деоккупации Крыма и привлечение к дискуссии владельцев мандатов из других государств. Парламентские участники новосозданной «Крымской платформы» не скрывают, что дополняют одноименную площадку, запускаемую при Офисе президента и МИДе.

В экспертных кругах тем временем весьма скептически оценивают инициативы власти: дескать, Москва не раз говорила, что вопрос Крыма для нее полностью закрыт. «Российская Федерация стремится не к восстановлению территориальной целостности соседних стран, а к сохранению присутствия в них российских контингентов. И если даже соглашается как будто на восстановление целостности, то сохранение войск – это обязательное условие, как это было некогда в той же Республике Молдова с пресловутым «планом Козака». Потому что в Кремле прекрасно понимают, что без войск ничего не будет. В Кремле верят не в симпатии бывших соотечественников, не в «Россию – щедрую душу», не в русский язык и «Русский мир». В Кремле верят в солдатский сапог», - отмечает известный журналист Виталий Портников, недвусмысленно намекая, что, несмотря на резолюцию ООН, своих «зеленых человечков» РФ из Крыма не заберет.

Тем временем в МИД все же рассчитывают на эффективность «Крымской платформы», первый саммит которой, причем в живом, а не онлайн режиме, запланирован на май 2021-го. При этом, уже сегодня в российских СМИ саму идею платформы щедро поливают ушатами грязи, что может свидетельствовать лишь об одном: РФ не только не будет участвовать в КП, но и приложит максимум усилий с тем, чтобы свести ее работу на нет. Это, впрочем, вовсе не означает, что Киев должен отказаться от идеи, которая может, как минимум, изрядно помотать нервы Кремлю, испортив то, что еще осталось от его репутации…  

Наталия Ромашова

Читайте также: На Донбассе российские наемники стягивают артиллерию и танки к передовой

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое