Война и мирВойна

«Кнопочный» аргумент: с какой целью у Путина заговорили о ядерном ударе

17:16 12 май 2022.  3394Читайте на: УКРРУС

В последнее время в информпространстве все чаще упоминают возможность применения РФ ядерного оружия. Такая риторика может быть рассчитана на Запад – чтобы вынудить цивилизованный мир пойти на уступки. Также готовят и внутреннего обывателя: тогда возможная цель этих обсуждений – подготовить население к тому, что «освободители» не достигнут победы. Чего добиваются в Кремле, козыряя направо-налево пресловутой «кнопкой», разбиралась Lenta.UA.

Дискуссии о том, что слетевший с катушек путинский режим может применить на практике ядерное оружие, носят перманентный характер. Причем, о существующем реально глобальном риске говорят не только в РФ, но и в нашей стране. К примеру, в недавнем интервью CNN президент Владимир Зеленский заявил, что мир должен быть готов к подобному сценарию. Позиция нынешнего хозяина Банковой вполне понятна: лучше предупредить всех заранее, чем констатировать катаклизм в момент, когда он уже неотвратим. 

Между тем, большинство экспертов убеждены, что «кнопку» Путин не нажмет, а ядерный козырь время от времени достает, чтобы хоть как-то повысить международные переговорные ставки России, которая из-за полномасштабного вторжения в нашу страну превратилась в государство-изгой.

Читайте также: У Путина отреагировали на решение Финляндии о вступлении в НАТО

Буквально на днях небезызвестный Дмитрий Киселев в эфире одного из федеральных телеканалов РФ как всегда пафосно заявил о существенном усилении напряжения между официальными Вашингтоном и Москвой из-за того, что США «на постоянной основе делится разведданными с Украиной и поддерживает ее, параллельно вводя против России все новые и новые санкции».

«Сегодня совершенно очевидно, что Соединенные Штаты ставят своей целью не просто сдерживание России, а полное разрушение нашей страны, отмену, если угодно в современных терминах», - делает вывод Киселев, попутно добавляя, что в Конгрессе США уже открыто заявляют: Америка воюет с Россией и априори не может проиграть.

«Если уж на то пошло и если кто-то хочет создать для нас угрозу самому существованию, то у нас включается путинская логика: зачем нам такой мир, если в нем не будет России? А здесь уже надо смотреть пункт 17 недавнего указа президента РФ об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», - подытожил кремлевский трубадур.

В пункте путинского указа, к которому апеллирует Киселев говорится, что «Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в случае агрессии против нее, когда под угрозу поставлено само существование государства». Отметим, что этот же документ Киселев уже показывал в своей программе неделей ранее, 1 мая, в сюжете «Потопляемый остров». В нем пропагандист рассказывал об «особой роли», которую в судьбе Украины играет Великобритания и о том, что тамошний премьер Борис Джонсон уговаривает Киев продолжать воевать, обещая помощь даже ядерным ударом по России.

Новость о том, что глава правительства Туманного Альбиона пригрозил нанести по России ядерный удар, появилась в ряде мировых СМИ и вызвала нервный тик у российских пропагандистов. Однако в реальности Джонсон этого не говорил. Офис британского премьера даже выпустил спецзаявление, в котором опроверг это, назвав данный эпизод «еще одним примером наглой дезинформации, распространяемой Кремлем».

Впрочем, публичное опровержение Даунинг-стрит не помешало Киселеву процитировать фейковое заявление Джонсона и рассусоливать его под разными «соусами». «Зачем грозить ядерным оружием бескрайней России, сидя на, в общем-то, маленьком острове? Остров столь мал, что лишь одной ракеты «Сармат» достаточно, чтобы утопить его раз и навсегда», - говорит Киселев, а зрителям в этот момент показывают карту мира, с которой в результате смоделированного пуска ракеты исчезают Британские острова. При этом, подводя черту, Киселев подчеркивает, что «Россия железно не планирует использовать ядерное оружие».

Вопрос о том, какова реальная цена «железных» слов российских пропагандистов — риторический. Тем более, что в РФ наблюдается явный ораторский когнитивный диссонанс, поскольку совсем недавно скандальный глава российского МИДа Сергей Лавров публично заявил, дескать угроза ядерной войны сейчас, цитируем дословно, вполне реальна и ее нельзя недооценивать...

28 февраля, ровно через четыре дня после начала полномасштабного российского вторжения в Украину, Путин, напомним, перевел силы ядерного сдерживания в режим «особого боевого дежурства».

«Кто бы ни пытался помешать нам, а тем более создавать угрозы для нашей страны, для нашего народа, должны знать, что ответ России будет незамедлительным и приведет вас к таким последствиям, с которыми вы в своей истории еще никогда не сталкивались. Мы готовы к любому развитию событий. Все необходимые в этой связи решения приняты. Надеюсь, что я буду услышан», - заявлял многолетний хозяин Кремля в первые дни большой войны. Аналогичную угрозу бункерный обитатель повторил в конце апреля на встрече с Советом законодателей: «Если кто-то вознамерится вмешаться в происходящие события со стороны и будет создавать для России неприемлемые для нас угрозы стратегического характера, они должны знать, что наши ответы на встречные удары будут молниеносными, быстрыми, роковыми».

Просто «великолепным» во всех смыслах дополнением к этим замашкам шантажного толка являются слова главреда RT Маргариты Симоньян, заявившей, что в случае провала российской «спецоперации», «Путин Владимир Владимирович не сложит лапки и в конце концов все это закончится ядерным ударом».

Говоря о возможном применении ядерного оружия, российские пропагандисты пытаются повысить градус агрессивной риторики, но не за счет обсуждения непосредственно боевых действий в Украине, а за счет отвлеченных тем, считает ассоциированный старший научный сотрудник Стокгольмского института проблем исследования мира (SIPRI) Петр Топычканов.

«В этом контексте комментаторы, журналисты и политики чувствуют себя свободными в бряцании ядерным оружием, потому что здесь они, с одной стороны, ни в чем не нарушают российские законы, а с другой стороны, показывают зрителям, что Россия может идти до победного конца - «мы за ценой не постоим». А третье - они поддерживают этот высокий градус агрессии и ожесточения, который необходим - не знаю, для каких целей - российскому телевидению», - подчеркнул давеча Топычканов в эфире BBC.

Цели очевидны и их буквально под микроскопом рассматривают в Офисе украинского президента. «Ядерный шантаж путинских марионеток — это, помимо прочего, разогрев внутренней российской аудитории, причем одновременно той, которая выступает «за» так называемую спецоперацию, и той, что против. Одним это помогает мобилизоваться, сплачиваться вокруг Путина, а других подобного рода дискуссии вводят в состояние шока и паники. В атмосфере полнейшего эмоционального кипиша, любое решение Кремля намного легче «продать» и населению РФ, и мировым игрокам», - отмечает в беседе с Lenta.UA один из близких к Банковой политологов.

Отреагировал давеча на кремлевскую игру ядерными мускулами и президент Владимир Зеленский, заявивший о том, что даже публично произнесенные слова о вероятном применении ядерного оружия со стороны руководства ядерного государства «должны являться основанием для жесткой реакции и превентивных санкций».

«Самое страшное – если Россия будет применять не только угрозы, но и свои ядерные возможности. Поэтому я считаю, что должны быть превентивные санкции. Если человек говорит об этом в медиа, если он публично говорит и угрожает применить ядерное оружие в случае… Дальше даже не интересно, что этот человек говорит. В случае чего? Такие ультиматумы совершенно не интересны. Это свидетельствует о том, что уже состоялась дискредитация любых договоренностей по поводу неприменения ядерного оружия после того, как Россия нарушила Будапештский меморандум и после публичных угроз применением ядерного оружия. Если мы не контролируем нарушение международного права со стороны того или иного ядерного государства, значит, мы с вами не контролируем будущее», - резюмировал Зе.

«Очень важная вещь, которую следует понимать всем: никакой ядерной кнопки на самом деле не существует. Такого, чтобы Путин что-то нажал и оно улетело, нет в природе. Ядерная кнопка – это определенная процедура приказов. Чтобы применить тактическое ядерное оружие нужно, во-первых, извлечь его из централизованных складов, (ближайшие – на Северном Кавказе — ред.), во-вторых, разработать четкий план нападения, ну и в-третьих, нанести удар.  Со стороны России сейчас звучат намеки о вероятном демонстративном ударе. Таком как был в Японии в 1945 году. Есть мнения в РФ, что в случае нанесения такого демонстративного удара это сломает украинцев и заставит их капитулировать без дальнейшей войны. Но такого не произойдет. Если же такой демонстративный удар будет, то его увидят в радиусе нескольких километров. Другие не увидят и вообще не узнают, что он состоялся. С практической точки зрения такой удар может уничтожить крупный завод или батальонно-тактическую группу. Но следует напомнить, что только с российской стороны на территорию Украины зашло более ста тактических батальонных групп. И такой удар не сломит свободу Украины», - подчеркнул вчера в эфире национального телемарафона специалист Национального института стратегических исследований Алексей Ёж.

Он, кстати, также рассказал, что на территории Украины в 1970-х годах было два ядерных (подземных и не носящих никаких военных целей) взрыва, о которых говорят шепотом и разве что в очень узких кругах. Тогда, по словам, Алексея Ежа, пытались сместить пласты для решения определенных геологических вопросов. «Вселенская катастрофа наступит, если в мире разразится в течение суток одновременно несколько тысяч больших боезарядов каждый более мегатонна. А когда 3-4 или 10 боеприпасов в несколько килотонн взорвутся — это еще далеко не глобальный финиш. Россия не решится на эскалацию, потому что понимает: даже бункеры не дают должной жизни в условиях апокалипсиса», - резюмировал эксперт.

Читайте также: Бывший президент РФ пригрозил миру «ядерной дубиной» из-за войны с Украиной

Ромашова Наталия

Самое читаемое