КультураЗнаменитости

Исполнилось 23 года со дня смерти лучшего итальянского актера ХХ-го века

08:35 20 дек 2019.  1945Читайте на: УКРРУС

Марчелло Мастроянни занял уникальное место в истории кино.

Мастроянни прожил счастливую актерскую жизнь. Начал в 25 лет и, возможно, дебютировал бы раньше, но это были первые годы после второй мировой войны, не всем тогда было до кино. И играл в кино до самой своей кончины в 72 года. Правда, последние десятилетия это был уже изрядно потяжелевший призрак прежнего Мастроянни, но остаться востребованным до самой смерти – мечта любого актера.

Ну а о его успехе у женщин говорят два имени – Фэй Данауэй и Катрин Денев. Хотя Мастроянни никогда не разводился с Флорой Корабеллой, на которой женился в возрасте 22 лет, у него были долгие романы с этими двумя выдающимися актрисами, которые были тогда еще и первыми красавицами в США и Франции. Тут, конечно, сразу вспоминается знаменитая «сцена с гаремом» кинорежиссера главного героя гениального фильма Федерико Феллини «8 ½», в котором 39-летний Мастроянни играл alter ego самого режиссера. Потом он сделал это еще раз, в возрасте 61-го года, в фильме «Джинджер и Фред», хотя уже не так прямо, играя вместе с женой Феллини великой Джульеттой Мазиной пару постаревших танцоров.   

В смысле режиссерского «второго я» у Мастроянни вообще уникальная в мировом кино судьба. Он снимался в таком качестве не только у Феллини (тут надо вспомнить еще и «Сладкую жизнь»), но и совсем непохожего на Федерико еще одного великого кинорежиссера Микеланджело Антониони в «Ночи». За четыре года до этого, в 50-х годах, сыграл молодого и несчастного интеллигента у Лукино Висконти в «Белых ночах» по Достоевскому. (Много лет спустя он работал с ним в экранизации «Постороннего» по Альберу Камю).

Это не значит, что Мастроянни был «двойником» этих режиссеров и в реальной жизни. Просто у него была уникальная актерская фактура, которая позволяла примеривать любые маски – от рафинированного интеллектуала, как у Феллини и Антониони, до богатого ловеласа, как в «Браке по-итальянски» и «Разводе по-итальянски», или неприятного  разбалованного типа, как в «Большой жратве».  

Поэтому его любили отнюдь не только зрители-интеллектуалы. В Тбилиси много десятилетий живет легенда, что когда Мастроянни приехал туда в гости к Сергею Параджанову, жители этой улицы посередине ночи накрыли прямо на ней столы, на которых угощали Марчелло домашними лавашом, сыром и вином. И он, расстроенный тем, что в очередной раз не получил «Оскара» (а он так его и не получил за всю жизнь, хотя дважды был признан лучшим актером на Каннском кинофестивале), кричал: «К черту «Оскар»! Прошу грузинское гражданство!».

Было ему тогда 64 года.

Олег Васильев, Lenta.UA

Фото: Twitter

Сергей Семенов

Самое читаемое