ПолитикаВласть

Грязные танцы: как Зе-команда пробивает дорогу «антиколомойскому» закону

15:20 17 апр 2020.  14179Читайте на: УКРРУС

Внесение изменений в регламент – удачный финт, с помощью которого у Зеленского умерили пыл скандального олигарха Игоря Коломойского. Тем не менее, для того, чтобы окончательно закрыть вопрос по принятию закона о запрете денационализации банков, еще придется немало попотеть.

Вплоть до окончания общегосударственного карантина, который, кстати, по неофициальной информации, продлится как минимум до 11 мая, парламентарии будут работать в режиме внеплановых заседаний. В четверг, 16 апреля прошел очередной внеочередной пленарный сбор нардепов в сессионном зале, ключевой целью которого было принятие закона об изменениях в регламент, позволяющего разблокировать утверждение «антиколомойского» закона о банках.

В скандальный документ, напомним, было внесено почти 17 тысяч правок, рассмотрение которых в индивидуальном порядке могло растянуться на долгие месяцы. Представители правящей Зе-команды в этом, мягко говоря, не заинтересованы, поскольку без «антиколомойского» закона официальному Киеву не удастся получить кредитные транши Международного валютного фонда (МВФ), столь необходимые нынче для поддержания отечественной экономики. С тем, чтобы максимально ускорить законодательную работу в данном конкретном направлении, представители монобольшинства инициировали внесение изменений в регламент, которые нейтрализуют возможность депутатов подавать тысячи поправок и, таким образом, блокировать рассмотрение тех или иных законопроектов.

Читайте также: Подайте Суркисам на офшоры: как братья-олигархи «сделали» государство и при чем тут Коломойский

Союзниками пропрезидентской «Слуги народа» в вопросе «антиколомойского» законопроекта являются фракции «Европейская Солидарность» Порошенко и «Голос» Вакарчука. Однако всецело поддерживая банковский проект закона, эти фракционные сборные наотрез отказались «перекраивать» ради него регламент.  

«Голос» настаивал, что изменения регламента должны быть временными, а «ЕС», назвав инициативу жестким ограничением прав депутатов, требовала, чтобы закон о банках рассматривали без регламентных «ноу-хау».

Спикер Дмитрий Разумков пообещал, что вскоре после принятия закона и его вступления в силу, монобольшинство зарегистрирует новый проект, где будет указано, что регламентные изменения, предусматривающие четкий лимит депутатских правок, носят временный характер и будут действовать лишь в период карантина и 30-ти дней после его окончания. Реагируя на данный месседж главы Верховной Рады, нардепы от «Евросолидарности» и «Голоса» потребовали у Разумкова под стенограмму назвать конкретную дату действия регламентных изменений, однако спикер этого не сделал, потому что у монобольшинства и без этих фракций необходимая поддержка была даже с запасом.

Судя по всему, парламентские соратники президента Зеленского окончательно выбрали для себя следующую тактику: при сохранении де-юре монобольшинства, часто голосующего в разнобой, они ищут себе под каждый законопроект, вызывающий внутрифракционные дискуссии, ситуативных союзников. Вчера в этой роли выступили внефракционные нардепы, аграрная (и, по некоторым данным, весьма лояльная к олигарху Ринату Ахметову) группа «Доверие», а также значительная чать фракции «Оппозиционной платформы – За жизнь!».   

Регламентные изменения в конечном счете приняли 242 голосами «за». Таким образом, несмотря на формальный состав 248 депутатов, пропрезидентская «Слуга народа» не смогла собственными силами принять этот законопроект. В общей сложности, «слуги» дали только 204 голоса. Абсолютно прогнозированно за него не голосовали нардепы из орбиты олигарха Коломойского.

Накануне голосования за регламентные изменения представители ОПЗЖ уверяли, что не будут поддерживать данную инициативу, называя ее не иначе, как попыткой узурпации власти. К слову, совсем недавно сама Оппоплатформа воспользовалась правом на внесение огромнейшего количества поправок, чтобы максимально затормозить процесс принятия закона об открытии рынка земли, поэтому их позиция «против» была логичной. Что же произошло, что половина второй по численности парламентской фракции внезапно поменяла свое мнение на диаметрально противоположное и поддержала регламентную инициативу «слуг»?

В кулуарах называют несколько причин, побудивших группу Левочкина (а в основном за данное решение голосовали люди, ориентирующиеся на экс-главу Администрации президента времен Януковича) в ОПЗЖ проголосовать в унисон с властью. Одну интересную версию озвучил нардеп Александр Дубинский: «Почему часть ОПЗЖ в лице депутатов Левочкина проголосовала за антиконституционные узурпаторские изменения в регламент? Потому что задержанный так удачно в канун голосования на взятке СБУ-шниками первый заместитель главы Киевской горадминистрации Николай Поворозник – это человек Левочкина. Свобода Поворозника = голоса Левочкина = возможность дальше обилечивать застройщиков в столице». Впрочем, в словах Дубинского явно звучит обида Коломойского, которому крайне невыгоден данный союз.

Возможно, причина позиционного кульбита части ОПЗЖ состоит в том, что Левочкин в последнее время дружит с главой Офиса президента Андреем Ермаком по киевским вопросам. К тому же, по слухам, некоторых людей Левочкина могут внести в списки «Слуги народа» или же выставить против них заведомо провальные кандидатуры от СН во время местных выборов.

В истории с изменением регламента показательно, что и без голосов группы нардепов от ОПЗЖ у монобольшинства вполне хватало «штыков». Зачем же тогда, спрашивается, Банковая пошла на торги с частью «Оппоплатформы»? Наш источник, близкий к Офису президента (ОП) объясняет это следующим образом: «Вот уже несколько недель к ряду в средствах массовой информации и соцсетях с энергией, достойной иного применения, политиками, которых часто называют пророссийскими, разгонялась тема о том, что «Слуга народа» вступила в коалицию с Порошенко, поскольку его «Евросолидарность» часто поддерживает инициативы СН. Все это преподносится под соусом острой и циничной «зрады»: мол, обещанные посадки и приговоры превратились в «совет да любовь» с Порошенко. Голоса ОПЗЖ нужны были для того, чтобы девальвировать всевозможные обвинения о стратегических «договорняках» с бывшим президентом из-за которых незначительно, но все же страдают рейтинги всей власти».

Как бы там ни было, регламентные поправки проголосованы, поэтому закономерным является вопрос, что изменится в процедурном плане? Нардепы и в дальнейшем смогут подавать сотни или даже тысячи поправок, однако их смогут нейтрализовать еще на комитетском уровне. Если к проекту закона подадут более 500 поправок, то Верховная Рада сможет инициировать особую процедуру его рассмотрения. Запустить процедуру сможет не менее 150 депутатов, а утвердить – 226. Особая процедура будет предусматривать, что каждая фракция и группа сможет настаивать на рассмотрении в сессионном зале не более пяти собственных поправок, которые отклонил комитет.

Внефракционные депутаты смогут продвигать рассмотрение и голосование всего одной собственной поправки, которую отклонил комитет.

В парламенте есть семь фракций и групп, и вместе они могут поставить на голосование не более 35 поправок. Также в нынешней Раде заседает 22 внефракционных депутата - это еще 22 правки. То есть, суммарно по настоянию парламентариев можно ставить на голосование не более 57 поправок. Это, по предварительным прогнозам, может занимать не более двух-трех часов. Если ставить на подтверждение еще и все учтенные профильным комитетом поправки отдельно, то это займет еще час, максимум два. В общем, по спецпроцедуре законопроект во втором чтении и в целом можно будет одобрять за 3-5 часов, а не несколько месяцев, как раньше.

Однако в истории, которую лидер фракции «Слуга Народа» Давид Арахамия называет борьбой со спамочно-поправочным терроризмом, еще рано ставить точку. В парламенте уже зарегистрированы четыре проекта постановления об отмене результатов голосования за проект, существенно меняющий регламентные правила пленарной игры. Авторами выступили нардепы, которых так или иначе связывают с Игорем Коломойским: Ирина Констанкевич и Тарас Батенко и (группа «За будущее»), Александр Дубинский, Ольга Василевская - Смаглюк («Слуга народа») и Антон Поляков (исключенный из СН внефракционный).

До тех пор, пока ВР не рассмотрит эти документы, принятый законопроект о видоизменении регламента не сможет быть подписан спикером и президентом и, соответственно, не вступит в силу. Именно поэтому монобольшинство, предварительно в грядущую среду, 22 апреля инициирует очередное внеочередное заседание ВР с тем, чтобы «потопить» блокирующие проекты. 

После этого закон, значительно упрощающий регламентную процедуру рассмотрения законодательных актов, будет подписан и станет действующим. Далее – можно будет приступать к рассмотрению «антиколомойского» законопроекта во втором чтении по новой спецпроцедуре. Для этого надо собрать сначала 150 подписей нардепов, затем вынести предложение в сессионный зал Рады и принять 226-ю голосами. И лишь после этого парламентский Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики будет оформлять в новую таблицу поправки, принимая заявки на пять правок от каждой фракции и депутатской группы и на одну – от каждого внефракционного нардепа.  На все про все, по подсчетам «слуг», уйдет полторы-две недели.

«Отступление от регламента ради «закона о банках», проголосованное в Раде – это не просто законодательный казус. И не вынужденное единичное решение против зарвавшегося олигарха. Нет, это сознательный, публичный, проголосованный большинством депутатов официальный отказ от принципа верховенства права в Украине. Который есть одна из основ демократии. Через несколько месяцев эта же Верховная Рада по требованию каких-нибудь обиженных вкладчиков по только что придуманной упрощенной процедуре за пару часов может проголосовать импичмент Зеленскому и приравнять его к нулю вместе с офисом и госохраной. А когда президент попробует возмутиться таким правовым беспределом, то ответом будет, что правое государство упразднил он сам, когда принудил депутатов отступлением от закона (стоит отметить, что регламент ВР – это закон) прикрыть свою неспособность закрыть вопрос с его родным олигархом», - комментирует регламентно-законодательные перипетии политолог Александр Кочетков.

С другой стороны, власть устами спикера пообещала, что эти нововведения будут носить временный характер. А нововведения, отметим, вынуждены, поскольку по большому счету, цена вопроса – дефолт Украины. Но самое главное в этой всей истории – то, что Зе-команда сейчас всевозможными, в том числе скользкими путями, расхлебывает «кашу», которую сама же и заварила год назад на стадии формирования списков партии «Слуга народа». Почему? Потому что 99% правочного спама в «антиколомойский» закон внесли именно представители СН, которые не прилетели из космоса и приближенность которых к опальному олигарху была очевидной невооруженным глазом. Тогда спали — теперь прозрели?.. 

Наталия Ромашова

Читайте также: Половина украинцев высказалась против сотрудничества с МВФ

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое