ИсторияТрагедия

Добровольно-принудительно. 75 лет назад началась массовая депортация украинцев из Польши

06:33 09 сен 2019.  7161Читайте на: УКРРУС

9 сентября 1944 года в Люблине председатель Совнаркома УССР Хрущев и глава марионеточного правительства Польши Осубка-Моравский подписали соглашение об обмене населением между Польшей и УССР.

21 июля 1944 года в Москве был создан так называемый Польский комитет национального освобождения (ПКНО), послушно исполнявший волю советских хозяев.  Действия этого комитета определили будущую судьбу 700 тысяч украинцев Лемковщины, Надсанья, Холмщины, Южного Подляшья, Любачевщины и Западной Бойковщины, — пишет председатель Объединения обществ депортированных украинцев «Закерзонье» Владимир Середа в газете «Голос України».

Глава ПКНО Эдвард Осубка-Моравский. Фото: polska1918-89.pl

27 июля 1944 года СССР заключает с ПКНО соглашение о польско-советской границе, которая прошла по линии Керзона (в честь министра иностранных дел Великобритании в 1919 году предложившего эту линию разграничения польских и большевистских войск) с отдельными отклонениями в пользу Польши. Таким образом, возникло реальное Закерзонье, а сотни тысяч украинцев — жители западных украинских этнических земель — оказались на территории новой Польши.

9 сентября 1944 года в недавно освобожденном Люблине председатель Совнаркома УССР Никита Хрущев и глава ПКНО Эдвард Осубка-Моравский подписывают Соглашение об эвакуации украинского населения с территории Польши в УССР и польских граждан с территории УССР в Польшу.

Предполагалось, что так называемая эвакуация должна проходить исключительно добровольно. Между тем полный текст Соглашения не удосужились довести до сведения населения, ограничившись небольшими афишами-сообщениями «для украинского, белорусского, русского и русинского населения о возможностях и порядке эвакуации на территорию Украины».

Мемориал в память о депортированных из Польши украинцев, Самбор

До конца 1944 года эвакуация формально не была принудительной, но фактически всеми доступными средствами украинцев заставляли покидать родную землю. Главным образом, людей выселяли с Холмщины, где весной 1944 года прокатилась волна массовых убийств украинцев, а их дома в селах Сагрынь, Бересть, Ласкив, Верешин, Мягкое, Модрынь, Новоселки, Шиховичи были сожжены.

«...Тезис «добровольности» в соглашении о переселении является неосновательным, и мы должны идти на принудительное переселение», — настаивал в письме в ПКНО от 2 ноября 1944 года люблинский воевода Казимеж Сидор.

Польская власть повсеместно ликвидировала украинскую общественную жизнь, накануне 1944 — 1945 учебного года были закрыты украинские школы на Холмщине и Южном Подляшье, а в скором времени и на остальной территории Закерзонья. Кроме того, украинцев лишили права на землю в ходе проведения аграрной реформы и обложили непосильными налогами.

Тела убитых отрядом NSZ (Narodowe Siły Zbrojne) украинцев, село Верховина, 6 июня 1945

Но даже эти методы «стимулирования» эвакуации не принесли желаемого результата. В начале весны 1945 года переселенческая акция (которая должна была завершиться еще 1 февраля) потерпела крах. Началась новая волна массовых убийств украинцев, в частности в Надсанье и Любачивщине.

Наверху открыто заговорили о принудительном характере переселения украинцев. По поручению правительства 24 июля 1945 года в Варшаве прошла конференция при участии специально отобранных украинских деятелей левых убеждений, в надежде, что они помогут властям в проведении «эвакуации». Но все они единодушно заявили о желании украинцев жить на своей земле. Ответом стало заявление главы Бюро Президиума Совмина Польши Юзефа Жуняка: «Хоть граждане единодушно хотели бы остаться здесь — полагаю, это будет невозможно... Мы имеем тенденцию стать национальным государством, а не многонациональным».

Мемориальная доска на месте убийства 73 жителей села Завадка Мороховская

22 августа 1945 года по поручению вице-премьера Владислава Гомулки прошло очередное совещание, уже при участии начальника Генштаба Войска Польского и командиров специально сформированных пехотных дивизий. Три дивизии были направлены в районы Перемышля, Лесска и Любачева, где они с 3 сентября 1945 года начали де-юре принудительное выселение украинцев в УССР.

Насилие со стороны армии, грабежи, нечеловеческие условия переезда в новые места жительства и массовые убийства не только нелегальными «боївками», но и подразделениями Войска Польского (как в селе Завадка Мороховская), Корпуса внутренней безопасности, пограничной охраной (в селе Терка) — таковы реалии депортации украинцев.

Всего на территорию УССР в 1944 — 1946 годах по официальным данным были депортировано 482 880 украинцев, в реальности — значительно больше.

Выносим за скобки вопросы о ликвидации УГКЦ в Надсянье, на Западной Бойковщине, Лемковщине, убийства священников, запрет возрожденной в начале 1940-х УАПЦ на Холмщине и Южном Подляшье. Архивные документы, воспоминания участников этих событий подтверждают, что почти полмиллиона украинцев из Закерзонья были не добровольно эвакуированы на территорию УССР, а принудительно выдворены, то есть депортированы по этническому признаку. Таким же принудительным было выселение девяти тысяч украинцев из села Медыка близ Перемышля в 1948 году и почти 33 тысяч украинцев из района Устшики-Дольне в 1951 году, которые были переданы ПНР.

На заставочном фото: выселение украинцев из Новосельцев, март 1946 года

Михаил Гольд

Самое читаемое