ПолитикаВласть

Дело экс-руководителя Нацбанка Украины Гонтаревой: закон или вендетта?

16:46 19 сен 2019.  2148Читайте на: УКРРУС

Последнее время мы наблюдаем явно активный событийный ряд вокруг Гонтаревой – обыски, поджог автомобиля сына, поджог ее дома.

В ночь на 17 сентября 2019 сгорел дотла дом бывшего руководителя НБУ Валерии Гонтаревой. Полиция установила, что это был умышленный поджог.

Это не первое потрясение, которое случилось с Валерией Гонтаревой за последнее время. Пару недель назад кто-то сжег автомобиль ее сына.

Валерия Гонтарева руководила Национальным банком Украины три года начиная с 2015 года. Год назад в 2018 она выехала из Украины и сейчас проживает в Лондоне. В Украине имя Валерии Гонтаревой фигурирует в ряде уголовных дел, возбужденных против команды бывшего президента Порошенко. Помимо Гонтаревой, фигурантами дел проходят такие топ-чиновники как бывший глава Администрации Президента Борис Ложкин и бывший замглавы Администрации Президента Алексей Филатов. По уголовному делу касательно Валерии Гонтаревой, ей инкриминируют соучастие в финансовой афере по хищению средств Аграрного фонда скандального олигарха Сергея Курченко на сумму в 2 млрд грн.

Эти уголовные дела получили импульс в разгар президентской кампании 2019 года, когда за несколько дней до президентских выборов кто-то «слил» в СМИ копии уведомлений о подозрении, адресованных Гонтаревой, Филатову, Ложкину, Стеценко, Злочевскому. На уведомлениях о подозрении стояла подпись немного одиозного прокурора Константина Кулика. Последовавший общественный резонанс сильно пошатнул рейтинг Порошенко. Упомянутые уголовные дела внесли свою лепту в поражение Порошенко на президентских выборах. Пока рано говорить, насколько обоснованы обвинения в адрес упомянутых выше лиц и насколько уголовные дела мотивированы политически. Но факт «слива» документов в СМИ, а самое главное, момент такого слива – за несколько дней до голосования на президентских выборах – указывают на возможную попытку использовать уголовные дела и прокуроров в политической борьбе.

Прокурор Константин Кулик ранее привлекал внимание СМИ своим участием в коррупционном скандале – он находился под следствием, Национальное антикоррупционное бюро Украины обвиняло его в незаконном обогащении. О Кулике отзываются как о прокуроре смелом, но не всегда разборчивом в методах. Пока рано давать оценки работе Кулика. Но выглядит необычным сам факт того, что уголовное преследование бывших топ-чиновников страны ведет прокурор, в отношении которого было антикоррупционное следствие. Это не добавляет доверия такому уголовному производству в глазах общественности.

В СМИ много пишут о том, что рвение Константина Кулика объясняется влиянием олигарха Игоря Коломойского, которого называют истинным бенефициаром уголовного дела против Валерии Гонтаревой. Как известно, Игорь Коломойский является давним оппонентом Валерии Гонтаревой, которая неоднократно публично заявляла, что получала угрозы от Коломойского. Именно в бытность Валерии Гонтаревой руководителем Нацбанка, Приватбанк Коломойского был национализирован, после чего Коломойский покинул Украину. Национализация Приватбанка и последовавшие за ней уголовные дела и судебные споры в Украине и за рубежом стали причиной масштабного конфликта между Коломойским и Гонтаревой. После поражения Порошенко на президентских выборах, Коломойский вернулся в Украину и стал одной из самых влиятельных персон в стране. Кстати, ситуация на судебных фронтах стала постепенно меняться в пользу Коломойского. В СМИ начали звучать осторожные намеки на возможный компромисс между Коломойским и новой властью по претензиям государства в адрес Коломойского в связи с Приватбанком.

Возвращаясь к уголовному делу против Гонтаревой, следует также отметить, что недавно по месту жительства Гонтаревой прошли обыски. Таким образом, последнее время мы наблюдаем явно активный событийный ряд вокруг Гонтаревой – обыски, сожгли автомобиль сына, сожгли ее дом. Причем, интересно то, что переплетаются две линии событий: правоохранительная и криминальная. Уголовные дела и обыски можно хоть как-то объяснить возможными финансовыми злоупотреблениями Гонтаревой, а также возможными политическими мотивами в отношении Порошенко, ее бывшего руководителя. Но гангстерские выходки вроде сжигания дома и автомобиля не поддаются рациональным объяснениям. Это больше похоже на личную вендетту, причем в довольно старомодном исполнении.

То, что осталось от сгоревшего дома Валерии Гонтаревой
То, что осталось от сгоревшей машины сына Валерии Гонтаревой

И здесь проблема вот в чем. Прокуратура расследует уголовные дела в отношении ряда топ-чиновников периода президентства Порошенко. Виноваты они или нет – будет разбираться суд, а попытаться доказать их вину – это дело прокуроров. Так же, как дело адвокатов – доказать, что их подзащитные невиновны. Если топ-чиновники виновны во вменяемых им злоупотреблениях, то они должны отвечать по закону. Если юридически они не причастны к преступлениям, то обвинения против них либо будут сняты, либо развалятся в суде. Но уголовным преследованием должно заниматься государство в лице прокуратуры, а не частные лица, пусть даже и очень влиятельные, и точно не из мотивов личной вендетты. На самом деле, неизвестно, кто зачем и почему устроил поджоги дома и автомобиля. Проблема в том, что гангстерские выходки дискредитируют действия и позицию правоохранительных органов (особенно в том случае, если действия правоохранителей юридически обоснованы). Со стороны, ситуация может для кого-то выглядеть так, что олигарх использует правоохранительную систему для сведения счетов. При этом уголовным преследованием руководит прокурор с запятнанной репутацией. А само уголовное преследование происходит на фоне использования кем-то неприкрыто гангстерских методов против бывших чиновников, чей руководитель потерпел поражение на недавних президентских выборах.

Все дело в мотивах. Власть хочет установить истину и, в случае наличия вины, наказать по закону? Или власть хочет кому-то помочь наказать кого-то в любом случае, независимо от того, нарушали топ-чиновники закон или нет. Власть поддерживает закон? Или власть участвует в личных вендеттах? Пока факты создают двоякое впечатление. Но не вызывает сомнений, как должно быть на самом деле. Государство в лице своего правоохранительного аппарата не должно быть инструментом для политической мести, особенно когда этим занимаются небезупречные прокуроры, а кто-то еще и поджигает дома тех, в отношении которых ведется следствие.

Ореол честности новой власти создает ожидание, что новое руководство Генеральной прокуратуры вернет расследование резонансных уголовных дел в законное и цивилизованное русло.

Алексей Иваненко

Елена Коваль

Новости

Самое читаемое