ПолитикаНАБУ

Беззубая машина репрессий: как работает антикоррупционная система в регионах

10:23 07 май 2020.  1126Читайте на: УКРРУС

Конфликты между центральной властью и неугодными политиками на местах заканчиваются для последних обвинениями со стороны антикоррупционных органов, которые выполняют роль церберов. Однако из-за слабой координации все подозрения заканчиваются «пшиком».

За последних несколько дней случилось несколько громких скандалов, связанных с борцами с коррупцией. Стало известно об открытии уголовных дел против действующего генпрокурора Ирины Венедиктовой и ее предшественника Руслана Рябошапки. Оба проходят по одной и той же классификации – подозрении в недекларировании имущества. Как показывает практика, подобные дела заканчиваются ничем. Зато директор НАБУ Артем Сытник получает столь нужное ему упоминание в СМИ. А есть упоминание, значит, есть демонстрация работы. И неважно, что подобные дела пачками пылятся в бюро…

Тем не менее, когда надо – НАБУ действует весьма агрессивно. Во всяком случае, так выглядит в СМИ. Кроме как попыткой выслужиться перед Банковой, объяснить действия директора бюро в истории с открытием уголовного производства против мэра Черкасс Анатолия Бондаренко сложно. Напомним, на днях случился скандал, когда градоначальник Черкасс досрочно отменил ограничительные меры, вызванные карантином. Это вызвало незамедлительную реакцию из Киева. Сам президент Владимир Зеленский передал «пламенный привет». И вот «странность»: сразу появилось подозрение от НАБУ. В бюро как всегда в таких случаях, когда нужно хоть за что-то прихватить жертву, взялись за декларацию. И нашли нестыковку насчет данных об автомобиле в его декларации. «История номер один - это политическое давление, потому что эта машина принадлежала моей покойной матери», - объяснил ситуацию в эфире одного из телеканалов мэр Черкасс, - «Этим авто я никогда не пользовался, а пользовалась моя жена, о чем свидетельствует соответствующая декларация. Этой машиной пользовался мой покойный тесть, а если меня несколько раз подвезли на работу... Я садился за руль этого автомобиля, когда ехал за границу со своей женой, то это что, супер-дело? Почему они не говорят, что у мэра Черкассах нет служебного автомобиля, он ни копейки не потратил из бюджета на бензин. Если у детективов есть аргументы, пожалуйста, пусть работают. На мэра Черкасс у них ничего нет и быть не может».

Читайте также: Депутатов и активистов возмутили коварные методы НАБУ по ликвидации Госсанэпидемслужбы

О том, как действует НАБУ, в недавнем интервью рассказал и мэр Одессы Геннадий Труханов. «Послушайте, в стране же ничего не поменялось. Это невозможно поменять – так работает власть. Власть должна найти на всех управу. А управа у них одна – правоохранительная машина и машина репрессий. Ко всему этому добавилась еще такая вертикаль, как НАБУ. Это конкретно машина репрессий. Которая будет ставить на место тех, кто защищает интересы простых людей. Сегодня им этого мало, потому что нет координации действий. Никогда не было. Суды антикоррупционные как-то там работают, следователи НАБУ что-то там расследуют, прокуратура что-то делает. Нет лидера, который бы организовал это и пошел «косить» всех мэров неугодных, чиновников», - рассказал Геннадий Труханов.

В целом, судя по реакции мэров, кроме смеха нелепые потуги Сытника показать свою эффективность не вызывают ничего. И проблема директора НАБУ состоит в том, что в Украине уже практически никто (разве что кроме профессиональных активистов) не верит в то, что бюро заработает. Фактически в Украине произошла дискредитация достаточно эффективной модели, которая работает и в Румынии, и в Польше, и во многих других странах. А это значит, что ответственному за это Сытнику, которого в Верховной Раде, если бы не позиция международных доноров, уже давно попросили на выход, стоило бы самому подумать об отставке…

Иван Сергиенко

Читайте также: Карающий меч Сытника: почему Антикоррупционный суд не должен выполнять прихоти НАБУ

Крижак Дмитрий

Самое читаемое